Стр. 181 - 2

Упрощенная HTML-версия

181
не история человечества. Подумайте, можно ли говорить об эври-
стичности идеи «конца истории»?
Семинарское занятие № 3
1.
Являясь одной из форм мировоззрения, религия оказывает-
ся той культурной универсалией, которая встречается в любом
обществе и выполняет в нем ряд определенных функций. Рели-
гия, сопровождая человечество с первых дней его исторического
существования, постулирует существование «иной», сверхпри-
родной реальности, реальности нетленных ценностей, идеалов,
смыслов, которые способны упорядочить и сделать осмысленным
не только мир природы, но социальный мир, а так же жизнь рода
и жизнь отдельного человека. В связи с этим, поясните, почему
для человека «должен существовать потусторонний мир, для то-
го, чтобы был выносим мир посюсторонний» (М. Хайдеггер).
Этимологическое значение термина «религия» – «восстанов-
ление утраченной связи» между человеком и Абсолютом. Исходя
из этого, подумайте, почему можно говорить о том, что религия
является проявлением «предельной заботы» (П. Тиллих) человека
о самом себе, о мире в котором он живет через преодоление
(«трансцендирование») конечности, временности и бессмыслен-
ности существования всего?
Обратите внимание на то, что в обществе религия может пре-
вращаться в
идеологию
. Вспомните, что такое идеология. Что
может быть причиной превращения религии в идеологию? Иска-
жается ли сущность религии, если она является идеологией?
Определите «минусы» религии – идеологии. Можно ли говорить
о том, что причиной критики христианства Ф. Ницше было пре-
вращение христианства в идеологию? Назовите функции рели-
гии, которые она выполняет в обществе. Подумайте, в чем за-
ключается нормативный характер религии.
Подумайте, как относятся друг к другу религия и
вера
? Обра-
тите внимание на то, что вера носит характер личностной при-
частности к вечности. Поясните, что дает человеку эта причаст-
ность? Глубина веры связана исключительно с интенсивностью
экзистенциально-духовного состояния верующего. Акт веры тре-
бует, пишет Н. Бердяев, «отречься от себя, только тогда поднима-