167
отказа от позиций антропоцентризма, технократизма и глобаль-
ной экспансии человека. Так называемое «экологическое созна-
ние» это не только «программа» выхода из данного кризиса, но и
альтернатива существующей на сегодняшний день
цивилизацион-
ной
парадигме человеческого существования. Поясните, что
включает в себя «экологическое сознание».
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Как раскрывает высказывание К.Ясперса сущность философ-
ского понимания человека: «Вопрос «Что такое человек?»
никогда нельзя исчерпать в рамках того, что уже познано в
нем, но можно только на собственном опыте испытать в пер-
воистоке нашего мышления и поступания. Человек есть не-
что существенно большее, чем он может знать о себе»?
2. Как Вы понимаете высказывание Р. Декарта о том, что «че-
ловек рождается дважды»?
3. Ф. Ницше полагал, что человек вообще еще не возник, в мас-
се своей люди остаются супершимпанзе: в сравнении с обе-
зьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но все
равно обезьяна. Можно ли согласиться с позицией философа?
Какие
человеческие
черты, с точки зрения Ф. Ницше, так и
остались лишь потенцией, «заданием» для человека как су-
першимпанзе?
4. Прокомментируйте слова Ж. Батая: «Человек это казнение,
война, тоска, безумие». Подумайте, почему так можно гово-
рить о человеке?
5. В чем состоит риск человеческого существования?
6. Поясните следующее высказыванием М. Шелера: «То, что
делает человека человеком, есть принцип, противоположен-
ный всей жизни вообще».
7. Как Вы думаете, почему философы утверждают
метафизич-
ность
природы любви? Не является ли философское понима-
ние любви, представление о ней тем идеалом, который не
может быть осуществлен в жизни?
8. Как Вы считаете, какая идея философской антропологии мо-
жет быть проиллюстрирована следующим древнекитайским
афоризмом: «Искать мудрость вне себя – вот верх глупости»?