Стр. 166 - 2

Упрощенная HTML-версия

166
век отличается от специалиста («спеца»), почему именно универ-
сальный человек, может рассматриваться как человек культурный.
Раскройте диалектический характер взаимосвязи человека и куль-
туры (См.: Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие: элементарный
курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 195-199).
Обратите внимание на место медицины в системе культуры;
с какими сферами культуры связана медицина. Как связаны друг
с другом медицина и культура в целом? Свидетельствует ли раз-
витие медицины о развитии культуры? (См.: Хрусталев Ю.М.
Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005.
С. 583-604).
2.
Учебная литература дает представление о различии куль-
туры и цивилизации. Каковы основные точки зрения на проблему
соотношения цивилизации и культуры? Поясните, каково отно-
шение цивилизации к природе; почему проблема уничтожения
природы стоит перед цивилизацией, а не культурой. Как можно
объяснить то, что культура в большей степени связана со свобод-
ным, даже хаотичным творческим порывом личности, в то время,
как цивилизация это более формальное и в достаточной степени
упорядоченное существование человека, ориентированного на
материальные, прагматичные ценности. Кто такой «массовый че-
ловек» цивилизации, чем он отличается от творческой личности?
Поясните, почему культура есть «средство преображения духа
человека», цивилизация есть «цель самой для себя». Подумайте,
как взаимосвязаны друг с другом развитие и успехи цивилизации
и кризис «человеческой духовности», который отмечают фило-
софы в ХХ веке (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от
классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-
ПРЕСС, 2001. С. 565-567).
3.
Анализ исторической динамики культуры позволяет выде-
лить три основных типа культуры: доклассический, классический
и постклассичекий. Обращаясь к учебной литературе, рассмотри-
те основные черты каждого из указанных типов, учитывая, что в
основе каждого типа лежит определенный способ отношения че-
ловека и природы и определенный набор жизненных ценностей.
Одним из явлений постклассической культуры оказался гло-
бальный экологический кризис, который ставит современную ци-
вилизацию («техногенная цивилизация») перед необходимостью