165
плане положительного/определенного целостного знания. Обра-
тите внимание на связь смерти со свободой человека, с ответ-
ственностью, на обусловленность смертью уникальности и еди-
ничности судьбы человека. Поясните, почему смерть можно
назвать «даром обретения себя»? Каким образом смерть оказыва-
ется связана со смыслом жизни (обратите внимание, что смысл
жизни отличается от целей жизни).
Подумайте, почему в условиях современной цивилизации мы
сталкиваемся со своеобразным «изгнанием смерти»? Влечет ли
это за собой забвение подлинности человеческого существова-
ния? Имеет ли значение экзистенциальное понимание феномена
смерти для медицины?
Семинарское занятие № 3
1.
Для философии, делающей предметом познания феномен
культуры, оказывается важным прояснение тех глубинных усло-
вий, которые делают возможным существование культуры и ее
многочисленных форм. Обратитесь к существующим определе-
ниям культуры (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от
классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-
ПРЕСС, 2001. С. 556-561; Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие:
элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 192-
194). Сравните эти определения и подумайте, каково основное
назначение культуры в жизни человека и общества. Поясните,
что такое материальная и духовная культура.
Необходимо отметить, что культура оказывается невозможна
без:
•
личностного творчества
•
ценностного/символического отношение к существующей
реальности
•
искусственности по отношению к естественной природе,
«натуре» (речь идет так же и о природе человека)
Поясните каждый из указанных аспектов культуры. Поду-
майте, связаны ли они между собой и как.
Человек есть безусловный центр, «внутренний нерв» культуры,
ее творец, но для этого он должен быть
универсальным
существом.
Подумайте, что такое универсальность, чем универсальный чело-