Стр. 164 - 2

Упрощенная HTML-версия

164
кое «второе рождение»? Указанные формы человеческого суще-
ствования обозначают как категории или экзистенциалы челове-
ческого бытия. В чем особенность экзистенциального пережива-
ния; чем оно отличается от обычного психологического пережи-
вания человека?
Особым «подступом» к самому себе для человека оказывает-
ся
одиночество
. Подумайте, почему, философская антропология
выделяет одиночество и связывает его с проблемой познания че-
ловеческого существования? Подумайте, в чем состоит отличие
экзистенциального одиночества от одиночества социального? О
чем говорит нам наше экзистенциальное одиночество? Поясните,
почему экзистенциальное/метафизическое одиночества не может
быть исключено из жизни человека и почему, изменяя ему, убе-
гая от него, человек предает себя?
2.
Поскольку человек есть
вызов
установившемуся, опреде-
ленному в своих законах миру, то наиболее адекватной формой
его собственного вызова миру оказывается
творчество
. Обрати-
те внимание на то, что творчество должно пониматься не только
как деятельность, связанная со сферой культуры или науки,
сколько как способ жизни человека. Поясните, в чем особенность
такого способа жизни? Как взаимосвязаны между собой деятель-
ность и творчество? Почему можно говорить о том, что человек
как деятельное существо, есть, прежде всего, творческое суще-
ство?
Рассмотрите основные характеристики творчества и его связь
со свободой человека (творчество как реализация, воплощение не
столько «свободы от», сколько «свободы для»), его связь с фено-
меном созерцания. Поясните, кто такой творец (образом творца
является
ребенок
); в чем состоит смысл творчества с позиций фи-
лософской антропологии?
3.
Парадоксальность человеческого существования состоит в
том, что «смерть оказывается необходимым условием жизни»,
«Богоданной мерой всех вещей», тем, что «воспитывает вкус к
жизни», что может вызвать «чувство благоговения перед Быти-
ем». Подумайте, почему смерть есть в мире человека, но не в ми-
ре животных?
Как и одиночество, смерть – неустранимый «элемент» чело-
веческого существования и вместе с этим она непостижима в