168
9. Как бы Вы ответили на вопрос «Что такое человек?». Какая
из существующих концепций, раскрывающих сущность че-
ловека Вам ближе? Почему?
10. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Когда
жизнь складывается наперекор нашим желаниям, мир вокруг
нас подобен лечебным иглам и целебным снадобьям: он не-
заметно врачует нас. Когда мы не встречаем сопротивления,
мир вокруг нас подобен наточенным топорам и острым пи-
кам: он исподволь ранит и убивает нас»? В чем состоит
«мудрость мира», исцеляющая человека и в чем «уничтожа-
ющая сила мира»? Поясните, почему внешний мир может
выступать для человека в столь разных качествах.
11. С точки зрения Р. Тарнаса, современность демонстрирует
нам ситуацию близкой смерти современного, то есть запад-
ного человека (речь идет о типе мышления, о «человеке» за-
падной традиции, как представителе современной культуры и
современного мировоззрения). «Но человек не есть цель», –
продолжает Р. Тарнас, ибо «потаенной страстью, снедавшей
западное мышление, было воссоединение с истоками соб-
ственного бытия». Как Вы думаете, что ведет к смерти со-
временного человека? Что такое «преодоление человека», с
чем оно может быть связано? Как возможно для человека
«воссоединение с истоками собственного бытия»?
12. Вл. Соловьев говорил о том, что сутью человеческого в чело-
века является стыд, сострадание и благоговение перед выс-
шим. Согласны ли Вы с этим?
13. Ж.-П. Сартр писал: «Я ответственен… за себя самого и за
всех и создаю определенный образ человека, который выби-
раю; выбирая себя, я выбираю человека вообще». Что значит
в контексте данного высказывания «человек вообще»?
14. Как бы Вы прокомментировали следующее высказывание
Э. Фромма: «Я верю, что каждый человек представляет все
человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не пре-
восходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с
Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все
мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и
Гитлером»?