Стр. 161 - 2

Упрощенная HTML-версия

161
ный подход (частнонаучное изучение человека как эмпирической
данности) к человеку, объясните, почему философия не дает чет-
кого и точного определения человека, почему для философии че-
ловек остается вечной
тайной
, несмотря на знания, которые су-
ществуют благодаря многим научным открытиям, связанных с
человеком.
С позиций философии/философской антропологии к челове-
ку нужно отнестись как к
субъекту самопознания.
Самопознание
связано с рядом таких понятий в философской антропологии, как
«Я», «личность», «дух». Рассмотрите каждое из указанных поня-
тий. Объясните, как определяются и что содержит в себе
самопо-
знание
как
философский метод
, почему именно он есть путь, ве-
дущий человека к пониманию себя и своего места в мире. (См.:
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.:
Омега – Л, 2006. С. 182-187; Шаповалов В.Ф. Основы филосо-
фии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.:
ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 531-540).
2.
Чтобы понять человека, как особый род сущего, необходи-
мо прояснить, что же такое «человеческое», что собственно при-
надлежит только человеку и делает его человеком. Здесь необхо-
димо пояснить, почему
дух, душа, разум
это «человеческие» фе-
номены, что они «говорят» о человеке. Подумайте, человечна ли
наша телесность. Обусловлено ли наше тело только физиологией,
или оно так же раскрывает себя в эстетическом, ценностном, со-
циальном, познавательном (как мир, так и себя самого) аспектах?
Обратите внимание на нижеперечисленные философские
представления о человеке. Поясните, как в каждой из них рас-
крывается «человечность» человека:
античная философия – человека есть микрокосм тождествен-
ный макрокосму; он есть
разумное
существо,
познающее су-
щее; человек – это политическое/социальное существо
Аврелий Августин и христианская антропологическая тради-
ция – божественная природа человека, идея греховности и
спасении человека, идея бессмертии человеческой души
антропологические идеи Нового времени и идеи немецких
мыслителей (И. Кант, Г. Гегель) – «человек есть мыслящая
вещь» (Р. Декарт). Человек это активное деятельное начало
мира. Главная сфера человеческой деятельности – познание.