162
Сравните данное понимание человека с пониманием его в ан-
тичности
•
размышления К. Маркса о социальной и деятельностной
природе человека. Деятельность человека уже Фейербахом
понимается как вещественная, предметная деятельностью.
Основой предметной деятельности является опредмечивание
и распредмечивание. Поясните, как труд, орудийная деятель-
ность делает человека отличным от животных
•
идеи Ф. Ницше о «смерти Бога», его понимание человека как
сверхчеловека
•
человек – это «декаданс» жизни; человек есть «болезнь», по-
скольку он биологически бессилен и инстинкт жизни в нем
подавлен. Человеку остается только его разум, дух и орудия
труда, благодаря чему он и создает цивилизацию как антипод
жизни и живого
•
экзистенциализм открывает человека как проект, «человек –
это будущее человека». Экзистенциальная философия обра-
щает внимание и на то, что в отношении человека гораздо
ценнее оказывается утверждение «я существую», чем «я жи-
ву»
•
понимание человека как существа, производящего символы,
мир символического. Последний есть та искусственная среда,
создавая которую, человек создает самого себя: человек есть
«животное символическое» (Э. Кассирер)
Многообразие определений человека свидетельствуют о том,
что человек действительно уникальное существо, поскольку мы
обнаруживаем разнообразные грани его существования. В итоге,
сказать что-то определенное о человеке можно указывая на его
не
сводимость,
не
определенность,
не
заменимость,
не
повтори-
мость,
не
выразимость («пять НЕ»). (См.: Губин В.Д. Философия:
Учеб.пособие: элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики,
2001. С. 78-82). Поясните каждое из обозначенных НЕ. В чем и
как проявляются данные характеристики человека?
3.
Свести человека к единственному качеству или способно-
сти, говорить о субстанции человеческого более чем проблема-
тично. Однако можно при этом указывать на отличия человека от
животного. К последним, по мысли К. Ясперса, относятся
•
неудовлетворенность