141
прос об источниках сознания сегодня. Поясните, почему сознание
является необходимым условием организации и воспроизводства
практической деятельности людей. (См.: Алексеев П.В., Панин
А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект,
2000. С. 260-262; Найдыш В.М. Концепции современного есте-
ствознания/ В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 1999. С. 413-420).
Исходя из понимания источников сознания и понимания то-
го, что сознание не может быть сведено к ним мы можем утвер-
ждать лишь то, что сознание является необходимом условием
многообразных форм взаимоотношений человека с миром, с об-
ществом и с самим собой.
2.
Еще одним проявлением сознания является самосознание.
Когда Сократ говорит о «внутреннем даймоне», сподвигающем
его на ответственные деяния, в этом видят одно из первых обра-
щений к проблеме самосознания. Сократовский «даймон» – это
образ самосознающего «Я». Обратите внимание на трактовку по-
нятия самосознания, представленное в учебной литературе, и на
понимание соотношения сознания и самосознания. (См: Филосо-
фия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 253-
257). Как самосознание связано с феноменом
рефлексии
? Говорит
ли нам что-либо о сознании феномен рефлексии?
Важно, что особенность самосознания состоит в том, что ему
не присуща двойственность между «сознающим и сознаваемым и
наше «Я» не противостоит нам как предмет, на который мы
направлены; сознание нашего «Я» есть его
переживание
». Так
говорит о самосознании русский философ С.Л. Франк. Для него
самосознание связано с «непосредственным присутствием в со-
знании момента «Я»», как того, что безусловно отлично и от
внешнего мира и от многообразных внутренних переживаний
«Я» (как многомерно-полифонического существования повсе-
дневного эмпирического «Я»), речь идет о переживании сверх-
временного «Я» (глубинного «Я») как своеобразного центра
внешнего и внутреннего мира, но не сводимого при этом к ним. В
этом отношении самосознание может быть понято не только как
одна из сфер сознания (речь идет о делении сознания на предмет-
ное сознание, чистое сознание и самосознание), но и как своеоб-
разная «ось» сознания, пронизывающей собой различные уровни
и включающая в себя различные компоненты сознания.