142
3.
В учебной литературе рассматривается модель сознания,
представляющая последнее как единство 4-х сфер (См.: Алексеев
П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.:
Проспект, 2000. С. 256-258). Познакомьтесь с данной моделью,
обратите внимание на характеристики каждой сферы, а так же на
выделяемые уровни сознания. Поясните, как данная модель от-
ражает антиномичность сознания и его подвижность; рассмотри-
те соотношение разных уровней сознания друг с другом.
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Прокомментируйте слова Дж. Серла: «Когнитивная наука
обещала, … что войдет в «черный ящик» сознания и изучит
его внутреннее функционирование. К сожалению, большин-
ство ученых – когнитивистов повторили наихудшие ошибки
бихевиористов… : они настаивали на изучении только объек-
тивно наблюдаемых феноменов, игнорируя, таким образом,
сущностные
свойства сознания. Поэтому, когда они открыли
большой «черный ящик», то обнаружили внутри лишь мно-
жество маленьких «черных ящиков»»? Можете ли вы согла-
ситься с Дж. Серлом? Свою позицию обоснуйте.
2. Чем, по Вашему мнению, является сознание для человека –
даром, наградой или проклятием?
3. Как бы Вы могли прокомментировать следующий древнеки-
тайский афоризм: «Сознание рождается от взаимного воздей-
ствия нашего «Я» и вещей подобно тому, как огонь возникает
от трения двух палочек. Нельзя сказать, что оно находится во
мне или в других. Нельзя сказать, что оно не находится во
мне, и нельзя сказать, что оно не находится в других. Живи
им, и тогда «другие» и «Я» перестанут быть соблазном».
4. Обладают ли самосознанием животные?
5. Что такое информация и как она связана с сознанием?
6. В чем состоит общественная природа сознания? Можно ли
говорить об односторонней зависимости сознания от обще-
ственной практически-преобразующей деятельности людей?
7. Можете ли Вы согласиться с тем, что «глубинное «Я»» явля-
ется своеобразным субстанциальным основанием нашего эм-
пирического «Я» (как реального, так и идеального)?