Стр. 140 - 2

Упрощенная HTML-версия

140
Сознание оказывается проблемой для себя же, и разрешить
эту проблему нельзя стандартным способом, через определение
границ сознания на основе объективных методов. Так С.Л. Франк
писал: «В лице «нашего
сознания
» – мы имеем бытие не только
сознаваемое, но и подлинно сущее –
бытие, которое не проти-
востоит нам
, а
есть в нас и с нами
». Трудность точного опреде-
ления сознания еще и в том, что оно антиномично:
оно индивидуально (всегда «мое сознание») и одновременно
сверхлично (сознание связывает меня с миром, с явлениями в
нем)
оно субъективно (мои образы, мои ассоциации и воспоминания)
и объективно (ценности, образы-архетипы)
всегда сосуществует сознаваемое и неосознаваемое (включаю-
щее как бессознательное, так и сверхсознательное)
оно идеально (ценности, смыслы) и материально (процессы,
обеспечивающие жизнедеятельность сознания – нейродинами-
ческие структуры мозга, физические действия человека и т.п.)
Хотя сознание невозможно объективировать, но мы можем
говорить о том,
как
оно
проявляет
себя. Часто сознание связыва-
ют со способностью субъекта отражать окружающую реальность
и себя самого. Поясните, в чем состоит специфика данного отра-
жения как «конструктивно-творческого преобразования». Какова
связь между способностью сознания отражать и идеальностью,
как свойством сознания. В чем заключается идеальность, интен-
циональность и креативность сознания? Поясните, что такое иде-
альный образ и чем он отличается от реально существующего
предмета. Что мы можем сказать о сознании, исходя из его иде-
альности? Как сознание связано с языком; в чем особенность
этой связи? Обратите внимание на взаимосвязь общественного и
индивидуального сознания (См.:Шпет Г.Г. Мудрость или разум?/
Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев
П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 195-197; Философия:
Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.:
Академический Проект, 2004. С. 27-35; Философия/ под ред.
В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 243-249; 260-274).
Обращаясь к рекомендованной учебной литературе и фило-
софскому словарю, рассмотрите и прокомментируйте представ-
ленные определение сознания. Рассмотрите, как разрешается во-