129
ние материи как «объективной реальности», включающей в себя
образования от микро- до мегамира. В этом случае характеристи-
ки субстанции, (активность, становление) переносятся на понятие
материи, что приводит к пониманию изменчивости и развития
мира, возможности существования бесконечного многообразия
видов, форм и состояний материи. Поясните, почему материали-
стический подход к проблеме бытия оказался близок научному
пониманию мира?
Необходимо отметить, что сегодня можно говорить о слож-
ности взаимосвязи идеального (духа/сознания) и материального.
Рассмотрите и сравните следующие виды этой связи: актуальный
(связан с субстратной, вещественной и квантово-полевой основой
сознания); потенциальный (природа содержит в себе в виде воз-
можности сознание) и диспозиционный (аксиологический аспект
существования природного мира). (См.: Алексеев П.В., Панин
А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект,
2000. С. 431-437).
Семинарское занятие № 2
1.
Субстанциальное понимание материи и современные
научные представления о ней предполагают, что материя, не об-
ладая каким-то определенным единственным качеством, обладает
рядом атрибутов и является своеобразной «системой атрибутов»
– пространства, времени, движения, системности, структурности.
Движение, понимается философией как всеобщий и важней-
ший атрибут мироздания, включающий все процессы изменения
(природы, общества, познания). Но само по себе движение доста-
точно противоречиво. Оно включает в себя моменты устойчиво-
сти и изменчивости, прерывности и непрерывности. Отсюда –
проблема описать его на языке логики, описать противоречивость
объекта формально непротиворечивым образом. В частности с
этой проблемой столкнулись элеаты. Так знаменитые апории Зе-
нона раскрывают, что движение не обладает
истинным бытием
,
поскольку мыслить его можно только привлекая категорию по-
коя. Вспомните, какова была гносеологическая позиция элеатов,
какое мышление о предмете они рассматривали как истинное и
почему?