Стр. 128 - 2

Упрощенная HTML-версия

128
научные взгляды постоянно меняются; интеграция разных отрас-
лей научного знания происходит медленно. В связи с этим пояс-
ните, значение метафизического (философского), как более фун-
даментального рассмотрения мира? Почему категория «бытия»
становится для человека исходной предпосылкой предельного
размышления о мире, и вне этой категории оказывается невоз-
можно само познание мира?
Необходимо помнить, что научный опыт познания мира свя-
зан с эмпирико-теоретическим постижением всего существующе-
го; философия – это, прежде всего, опыт мысли. Именно мысль
открывает реальность бытия, как первоначала всего. Это обстоя-
тельство, однако, не отменяет взаимодействия философского и
научного знания о мире. Иначе говоря, наука дает представление
о «горизонтальном» срезе мира (плоскость базисных слоев суще-
ствующей реальности), философское мышление обращено к про-
низывающей собой все слои реальности первооснове, которая
может быть рассмотрена как «вертикальное» измерение мира
.
2.
В силу своеобразной «неконкретности» понятие бытие
приобретает свое конкретное содержание, качественную опреде-
ленность, раскрываясь через отдельные категории онтологии.
Обращаясь к философскому словарю, рассмотрите следую-
щие категории онтологии: «небытие», «субстанция», «субстрат»,
«материя». Субстанциальный подходи в понимании сущности
бытия занял центральное положение в онтологии. Проблема суб-
станции связана с выяснением того начала, из которого состоит
все сущее (отождествление субстанции с субстратом как основы
многообразия сущего); того, что является своеобразным произво-
дящим началом себя самого и всего (субстанция как то, что тво-
рит, что производит все – «перводвигатель»); того, что есть все-
гда как нечто неизменное, вечное.
Фундаментальной интерпретацией категории «субстанции» в
истории философии является ее отождествление с идеальным или
материальным началом. Рассмотрите, с чем связывают понятие
«материя» и «дух» в учебной литературе. Какие концепции мате-
риалистического и идеалистического типа выделяют в философ-
ском знании?
Обратите
внимание
на
то,
что
диалектико-
материалистическая традиция задает субстанциональное понима-