Стр. 127 - 2

Упрощенная HTML-версия

127
Ц
ЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
знать основные понятия философской онтологии
составить представление об основных характеристиках и со-
отношении пространства и времени
составить представление о проблеме самоорганизации мате-
риальных систем
уметь различать философский и научный подход к пробле-
мам онтологии
М
ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Семинарское занятие № 1
1.
Следует иметь в виду, что философское осмысление мира в
целом связано с прояснением того, что делает возможным суще-
ствование множества вещей и явлений (или
сущего
). Иначе гово-
ря, задавая вопрос: что лежит в основе мира, философ спрашива-
ет о том, что есть то ОДНО, скрепляющее МНОГОЕ; то, что не
возникает и не исчезает, что есть как непреходящая, устойчивая
основа всего мира. Со времен античности это основание принято
обозначать как БЫТИЕ. Почему и как возможно говорить о бы-
тии, понимая, что бытие и конкретно существующий мир (сущее)
это не одно и то же?
Обратите внимание и поясните следующие характеристики
бытия: неподвижность, самодостаточность, неизменность, це-
лостность. Подумайте, в чем отличие понятия «бытие» от поня-
тий «действительность», «реальность». Как можно объяснить то,
что категория «бытие» оказывается слишком абстрактна, но вме-
сте с тем она является центральной категорией онтологии и фун-
даментальной философской категорией? (См.: Губин В.Д. Фило-
софия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега, 2006. С.
56-64; 89-91).
Обратите внимание на гносеологическое значение категории
«бытие». Наука, изучая мир,
идет вслед
за философской онтоло-
гией: наука оказывается предметно ограничена в своем исследо-
вании, поэтому формируются лишь локальная картина мира;