121
Поясните, что выражает собой понятие «недеяние» в соот-
ветствии с представлением о Дао, поскольку невозможно «осу-
ществить недеяние, если не познаешь все взаимоотношения в
природе». Обратите внимание на то, что
недеяние
связано с осо-
бым состоянием духа, когда «отдаешься тому, в чем совпадаешь с
потоком», с Дао. Подумайте, к какому идеалу жизни стремиться
даос, исходя из представлений о Дао и о познании Дао?
Конфуцианство признает существование Дао, но главным для
Конфуция и его последователей является вопрос о социальном
порядке, правилах совместного общежития, благодаря чему уста-
навливается порядок и единство в Поднебесной.
Такие вопросы, как роль и деятельность правителя, который
воплощает волю Неба, связь правителя и его народа, вопрос о
«великом» и «переменном» уделе человека, его природе, вопрос о
существующих типах социальных связях, в которых естествен-
ным образом находится человек (муж – жена, сын – отец, прави-
тель – подданные), делают конфуцианство в большей степени со-
циально-этическим учением. То есть учением о правильном по-
ведении человека в обществе, о благе всего человеческого сооб-
щества, которое воплощает собой образ Поднебесной.
Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите, какое значе-
ние в социальной практике конфуцианство придает ритуалу. По-
ясните, каким образом ритуализация социальных отношений свя-
зана с такой целью, как «возвращение к Дао» (См.: Философия:
учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики,
2008. С. 54-56; Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/
С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003.
С.44-45; Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учебник для
вузов/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С. 123-130). Ка-
ково при этом отношение к ритуалу в даосском учении, отводит-
ся ли ему первостепенная роль в жизни человека?
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Что из себя представляет «срединный путь» спасения, пред-
ложенный Буддой? Почему он обозначен именно как «сре-
динный»?