Стр. 120 - 2

Упрощенная HTML-версия

120
Для даосизма основополагающим является понятие
Дао
. Дао
не является трансцендентным началом: оно одновременно транс-
цендентно и имманентно миру. Обратите внимание на то, что от-
сутствует точное определение данного понятия. Подумайте, с чем
это может быть связано? О Дао говорят и как о законе существо-
вания всего, как о порождающей все бесформенной силе, как о
том, что вечно и присутствует везде. Дао в большей степени со-
бытийно: оно порождает все, находится в движении, хотя движе-
ние Дао обозначат
«обратный ход»
. Поясните, в чем состоит
особенность движения, обозначенного как «обратный ход».
Обратите внимание на особенность мышления Дао: линей-
ному, альтернативному мышлению – «либо то, либо это» здесь
противостоит диалектика с ее принципом существования дина-
мичного единства противоположенностей – «и то, и это», причем
– «то станет тем». Сами противоположенности здесь не имеют
самостоятельного бытия, они относительны и взаимопроницае-
мы: друг без друга не существуют. Таким образом, мысль о Дао
оказывается антагонистичной, противоречивой и парадоксаль-
ной.
Движение Дао есть
естественный
путь, которому следует
все в мире. Этому естественному пути должен следовать и чело-
век. Сопричастность человека Дао, как изначальной природе все-
го, проявляется в дэ – правильном поведении, высшей добродете-
ли, которой буквально оказывается проникнут человек. В дэ про-
является естественная природа самого человека, связанная с есте-
ственным ритмом Космоса а не с желанием собственного эгои-
стического самоутверждения. Тот, кто следует естественной при-
роде, поступает согласно у-вэй, то есть, действует бездействуя
(недеяние), не нарушая естественности: «Премудрый человек
пребывает в деле недеяния», «тот, кого называют естественным
человеком, свою природу приводит в соответствие с Дао. Поэто-
му его бытие подобно небытию, его сущность подобна пустоте».
Обратите внимание, что знание о естественном пути (цзин), зна-
ние Дао понимается как врожденное и «находится» в сердце че-
ловека, точнее, питает его сердце и разум. Поэтому, если «совер-
шенное цзин» погибает внутри, обнаруживается это в речах и по-
ступках.