119
нако древнейшим памятником, который имеет отношение к фи-
лософской мысли относят самый поздний пласт ведической лите-
ратуры
упанишады
(IX – Vвв. до н.э.). В упанишадах были впер-
вые сформулированы основные идеи и понятия индуистской
мысли: идея Абсолютного начала (идея Атмана и идея Брахмана),
идея перерождения душ – Сансара, идея космического нрав-
ственного закона – Кармы, идея истинного познания (соотноше-
ние трех видов сознания пракрити – пуруша – майя), идея дхар-
мы. Опираясь на материал учебной литературы, поясните, в чем
состоит философский характер указанных идей (См.: Философия:
учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики,
2008. С. 36-37; История философии. Запад – Россия – Восток/ под
ред. Н. Мотрошиловой. – М.: Т.1.М., 1996. С. 378-429; Мареев
С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Маре-
ева. – М.: Академический проспект,2003. С. 20-22; Чанышев А.Н.
Философия древнего мира: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев. –
М.: Высшая школа, 1999. С. 45-48; 54-70).
Развитие философской мысли привело к формированию ше-
сти
даршан
(школ): санкхья и вайшешика, йога и ньяя, миманса и
веданта. Это ортодоксальные философские системы. Объясните,
что позволяет говорить об ортодоксальности данных школ и ка-
ковы те проблемы, которые рассматриваются в каждой из них.
Чем эти школы отличаются друг от друга; чем отличается их по-
нимание сущности мира, познания?
К неортодоксальным учениям относят буддизм и джайнизм.
Какие идеи упанишад были критически переосмыслены буддиз-
мом? (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Си-
дорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 37-40; Мареев С.Н., Мареева
Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Ака-
демический проспект,2003. С. 30-34).
Как вы думаете, чем отличается философская мысль Древней
Индии от европейской философской мысли?
2.
Китайская философская мысль представлена двумя осно-
вополагающими учениями – даосизмом (связано с именем Лао-
цзы) и конфуцианством (связано с именем Кун-цзы или Конфу-
ция). Хотя второе учение берет за свою основу первое, между
ними существует ряд отличительных особенностей.