122
2. В чем состоит особенность определения Дао, приведенного в
данном отрывке?:
«Если Дао могут высказать, Дао не является незыбле-
мым… Безымянность – вот начало Неба и Земли», «Это вид
невидимого, образ отсутствия вещей. Оно расплывчато, не-
ясно. При встрече с ним не видят его спереди, а следуя за
ним, не видят сзади»?
3. Каково место и значение ритуала в социальной жизни чело-
века в трактовке конфуцианства?
4. Существует ли, с вашей точки зрения, сходство между уче-
нием о добродетелях Сократа и представлении о добродете-
лях у Конфуция?
5. Поясните различие между двумя высказываниями, учитывая,
что одно из них принадлежит европейцу, а другое представи-
телю восточной культуры (дзен-буддизм): «Остановись,
мгновенье, ты прекрасно!» и «Лети, мгновенье, ты прекрас-
но!».
6. Как бы вы объяснили такой феномен, как «молчание Упани-
шад»? С чем связано данное «молчание»?
7. Что вкладывается в понятие долга в традиции даосизма, кон-
фуцианства и в индийской культуре?
8. В чем, по вашему мнению, состоит отличие восточной меди-
цинской парадигмы в целом от классической европейской
парадигмы?
9. Истинное познание (в даосизме и дзен-буддизме) состоит в
том, чтобы проницать вещи в их
«Таковости».
Иначе говоря,
истинное познание есть познание того, что «это есть то»
(
тат твам аси
) Что такое «Таковость» вещей? В чем состоит
специфика данного познания?
10. Порой нирвану понимают как угасание жизни, отказ от нее.
Однако нирвана предполагает более фундаментальный отказ,
ведущий к свободе. Поясните, о каком отказе идет речь.