111
богочеловечества
. При этом Соловьев говорит не столько об от-
дельном человеке, сколько о человечестве в целом как «действи-
тельном, хотя и собирательном организме», как «всечеловече-
ском целом». Поясните, чего требует от человечества христиан-
ское учение? Почему путь к Всеединству мира, как всемирно-
исторический процесс, обозначается Богочеловеческим процес-
сом? В чем состоит особенность исторического процесса как «бо-
гочеловеческого процесса»? (См.: Мареев С.Н., Мареева Е.В. Ис-
тория философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академиче-
ский Проект, 2003. С. 794-799.; Шаповалов В.Ф. Основы филосо-
фии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.:
ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 354-364).
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Прокомментируйте следующее высказывание В. Зеньковско-
го: «Католицизм наполняет Чаадаева воодушевлением, энту-
зиазмом, – но вовсе не в своей мистической и догматической
стороне, а в его действии на исторический процесс на Запа-
де». Сравните это с размышлениями П.Я.Чаадаева: «На Запа-
де все создано христианством… . Несмотря на всю неполно-
ту, несовершенство и порочность, присущие европейскому
миру… нельзя отрицать, что Царство Божие до известной
степени осуществлено в нем». Можно ли говорить о том, что
П.Я.Чаадаев был западником? Если «да», то в чем особен-
ность его «западничества»?
2. Прокомментируйте следующие высказывания: «Не закопал
Запад в землю талантов, данных ему от Бога! Россия призна-
ет это, как всегда признавала. И сохрани нас Бог от умаления
заслуг другого. Это худое чувство… Россия чужда этому
чувству и свободно отдает справедливость Западу» (К.С. Ак-
саков); «Все споры о превосходстве Запада или России, о до-
стоинстве истории европейской или нашей и тому подобные
рассуждения принадлежат к числу самых бесполезных, са-
мых пустых споров» (И.В. Киреевский). Как отразилось в них
славянофильское понимание отношения между Западом и
Россией?