6
от нее отграничивать, поскольку подход к лечению этих двух со-
стояний принципиально различен. С этой точки зрения представ-
ляется не вполне удачным еще используемый термин «вирусно-
бактериальная пневмония», поскольку собственно бактериальная
пневмония качественно отличается от чаще всего встречающего-
ся интерстициального вирусного поражения легких.
Актуальность.
Широкая распространенность заболевания,
ошибки в диагностике и терапии, высокие показатели летально-
сти обусловливают актуальность проблемы. Частота пневмоний
составляет 5–20 на 1000 населения, причем заболеваемость
наиболее высока среди лиц пожилого и старческого возраста. Ле-
тальность составляет 5%, а у пожилых пациентов и при тяжелом
течении пневмонии достигает 20%. Диагностика пневмонии не-
редко вызывает затруднения, и у 30–40% заболевших диагноз
устанавливают лишь в конце первой недели болезни, обычно по
результатам рентгенологического исследования. Диагностиче-
ские ошибки достигают 20%.
Классификация.
Клинико-морфологическая классификация
пневмоний преду-
сматривает выделение
очаговой
и
долевой
пневмонии. При
оча-
говой пневмонии
(синоним – бронхопневмония) воспалитель-
ный процесс захватывает отдельные участки легочной ткани –
альвеолы и смежные с ними бронхи.
Долевая
пневмония
(сино-
ним – крупозная пневмония, сопровождающаяся крупом, то есть
дыхательной недостаточностью) характеризуется быстрым во-
влечением в процесс целой доли легкого и прилежащего участка
плевры и высоким содержанием фибрина в альвеолярном экссу-
дате.
Классификация, наиболее полно отражающая особенности
течения пневмонии и позволяющая обосновать этиотропную (ан-
тибактериальную) терапию, построена
по этиологическому
принципу
. Этот принцип положен в основу классификации
пневмонии, представленной в МКБ X пересмотра (1992 г.). Одна-
ко отсутствие у 20–30% больных продуктивного кашля, невоз-
можность выделения культуры внутриклеточных возбудителей
при использовании стандартных диагностических подходов, вы-
деление культуры возбудителя лишь спустя 48–72 часа от момен-
та взятия материала, трудности в разграничении «микроба-