8
обратимости воспалительного процесса в пульпе. Они имеют очень
важное достоинство для практики – постановка диагноза определяет
характер вмешательства: либо это будут радикальные меры, включа-
ющие удаление пульпы, либо – консервативная терапия, подразуме-
вающая сохранение пульпы.
В детской стоматологической практике пользуются классифика-
циями пульпита Е.М. Гофунга, Н.И. Агапова, (1953), Е.С. Яворской
(1961), Т.Ф. Виноградовой (1976), Е.Е. Платонова (1968). Использо-
вание классификации Е.С. Яворской в детской практике продиктова-
но выделением в отдельную группу как самостоятельную нозологи-
ческую единицу пульпита, осложненного фокальным периодонтитом.
Это очень важно в связи с учетом методов сохранения жизнеспособ-
ности пульпы в детском возрасте в зубах с несформированными кор-
нями.
Т.Ф. Виноградова в своей классификации выделяет частичный
серозный пульпит, что неприемлемо в связи с трудностью диагности-
ки, связанной с быстрым переходом частичного воспаления в общее,
а затем – в гнойное. Также необоснованно, по мнению многих авто-
ров, выделение травматического пульпита по причине того, что трав-
ма является причиной возникновения пульпита, но не воспалительно-
го процесса.
Нецелесообразно использование в детской стоматологии класси-
фикаций пульпита, включающих ранние формы заболеваний (гипе-
ремия пульпы), по причине обратимости этого процесса и сложности
его клинической и параклинической диагностики.
В настоящее время наиболее простой и приемлемой в клиниче-
ской практике детской стоматологии является классификация пуль-
питов Е.Е. Платонова (1968), представляющая вариант уточненной
классификации Е.М. Гофунга. В отличие от последней, автор выде-
лил в отдельную нозологическую форму обострение хронического
пульпита, что наиболее рационально и удобно в детской практике с
учетом особенностей строения пульпы и периодонта, течения воспа-
лительного процесса, его диагностики и выбора метода лечения. По-
этому мы рекомендуем пользоваться данной классификацией на
практическом приеме.
Залогом постановки правильного диагноза, по мнению многих
авторов, и успешного лечения является системный подход, включа-
ющий изучение жалоб пациента, осмотр, вспомогательное обследо-