чувствами, побуждениями значимыми объектами и отношениями. Данная Я-граница
защищает «Я» от давления внутренних потребностей и бессознательных тенденций и
проявляется в способности четко различать мысли и чувства, фантазии от реальности,
отношения и действия при удержании и сохранении внутренней целостности.
Деструктивное внутреннее отграничение
отражается в наличии жестко
фиксированного барьера, отделяющего «Я» от остальных внутриличностных структур и
подавляющего бессознательные импульсы. В поведении это может проявляться дисбалансом
мыслей и чувств, рассогласованностью телесной и душевной жизни, обеднением
эмоциональных переживаний и ориентацией на рациональное постижение действительности.
Дефицитарное внутреннее отграничение
проявляется в отсутствии внутреннего
барьера и подлинно автономного «Я», что тормозит формирование других внутриличностных
структур и проявляется в преобладании бессознательных импульсов, инфантильности, не
способности себя контролировать и пр.
Таким образом, для развития конструктивных границ «Я» важно чтобы ребенок
научился выделять самого себя из окружающего мира, тем самым, способствовал процессу
формирования идентичности и четких представлений о себе. Для этого его надо обучать
навыкам совладания с собственными потребностями, дифференцировать различные
собственные состояния и отличать последние от внешних объектов, в сочетании с
качественной, но не формальной, заботой о нем ближайшего окружения.
В
теории
психологических
защит
Митчерлих
представляет
развитие
психосоматического процесса в следующей последовательности:
1. Сначала человек пытается справиться с конфликтом при помощи
исключительно психических средств на психосоциальном уровне:
а. При достаточной личностной зрелости человек пытается разрешить
конфликт при помощи обычных средств социального взаимодействия. Например, путем
обсуждения проблем, поиска социальной поддержки или альтернативного решения в
ситуации конфликта или посредством таких защит как вытеснение и сублимация.
б. В случаях, когда использования зрелых механизмов защиты недостаточно,
подключаются невротические защитные механизмы. Например, депрессии, навязчивые
мысли, ритуалы, страхи и пр.
2. Если человеку не удается справиться со стрессовой ситуацией и возникающим
на ее основе внутренним конфликтом чисто психологическими средствами, то подключается
защита другого уровня – соматизация, которая со временем может привести к структурным
изменениям в определенном органе.
Невротические симптомы отступают при возникновении соматического расстройства
и часто возвращаются при выздоровлении. С точки зрения Митчерлиха, психосоматическое
расстройство всегда проходит две фазы – невроза и соматической болезни.
Таким образом, критерием возникновения психосоматических расстройств в теории
психологических защит является отсутствие способности человека разрешать ситуации с
помощью зрелых психологических стратегий, и, соответственно, частое использование
невротических защит. Для того, чтобы человек мог конструктивно и эффективно разрешать
жизненные трудности и справляться со стрессами, ему нужно уметь актуализировать свои
ресурсы и внутренний потенциал в сложной ситуации. Данный вопрос касается не только
проблемы поиска причин психосоматических расстройств, но и проблемы лечения и
профилактики нарушений.
В концепции переживания потери объекта, Энгель и Шмале рассматривают
переживание потери как причину возникновения психосоматических заболеваний. Типичные
примеры переживаний потери объекта – это потеря близких (например, смерть близкого,