Стр. 54 - 2

Упрощенная HTML-версия

человеком, что приводит к эмоциональной закрытости и дистанцированию в межличностных
отношениях в будущем.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что алекситимическое
поведение представляет собой фактор риска, который может быть связанным с другими
факторами, возникновения психосоматических заболеваний.
Психосоматический симптом как нарушение структуры Я. Концепция Г. Аммона.
Основополагающим в личности с точки зрения Г. Аммона является Я-идентичность,
представляющая собой ядерное психологическое образование, обеспечивающее целостность
личности. «Я» формируется и развивается в процессе межличностного взаимодействия
индивида с ближайшим окружением в первые годы жизни.
«Я» представляя собой ядро в модели личности, окружено границами. Эти границы
являются «периферическим органом восприятия снаружи и изнутри», то есть «органом»,
который способствует адаптации к внешней среде и обеспечивает внутреннюю
согласованность личности.
Характер отношений в семье может, как способствовать, так и затруднять
формирование и последовательное расширение границ «Я» ребенка, то есть либо создавать
условия, либо препятствовать формированию бесконфликтной, свободной от давления
внутренних ограничений и вешней реальности личности. Становление Я-границ, в концепции
Г. Аммона, является центральным пунктом развития целостности личности.
Г. Аммон выделяет
конструктивные
,
деструктивные
и
дефицитарные
отграничения
,
которые, как мы уже указывали, могут быть
внешними
или
внутренними
. Рассмотрим каждое
отграничение подробнее.
Конструктивное внешнее отграничение
представляет собой гибкую границу в
общении с окружающими, то есть способность вступать в контакты без угрозы
созависимости и последующего чувства вины.
Деструктивное внешнее отграничение
представляет собой «жесткую» границу. Это
выражается в нарушении внешней регуляции отношений с действительностью и создании
барьера препятствующего продуктивной коммуникации. В поведении внешнее Я-
отграничение выражается в стремлении избежать контактов, сверхконтроле в проявлении
чувств, непринятии проблем окружающих и нежелании допускать их к собственным
проблемам, неспособности к совместному поиску компромиссов и пр.
Дефицитарное внешнее отграничение
понимается как недостаточность внешней
границы. Здесь также нарушается процесс регуляции отношений личности с внешней
реальностью. Однако, в данном случае речь здесь идет о сверхпроницаемости границ «Я». В
поведении неразвитость внешней границы проявляется в неспособности устанавливать и
контролировать межличностную дистанцию, в чрезмерной зависимости от требований
окружающих, ориентации на внешние критерии и оценки, в отсутствии способности
отстаивать собственные интересы, частых сомнениях в правильности решений и действий и
пр.
Важнейшей предпосылкой формирования внешних границ «Я» является нормальное
функционирование конструктивной агрессии, играющей решающую роль в исследовании
внешнего мира и позволяющей тем самым личности учиться отделять окружающий мир от
собственных переживаний. Причиной формирования
деструктивного отграничения
является
принуждение ребенка развиваться не в собственных, а в строго заданных, предписанных
матерью или ближайшим окружением жестких границах. В случае формирования
дефицитарного отграничения
, ребенок абсолютно не поддерживается в поисках собственной
идентичности, воспринимаясь матерью как неизменная часть ее самой.
Конструктивное внутреннее отграничение
представляет собой барьер отделяющий и
связывающий сознательное «Я» и внутреннюю среду индивида с ее неосознаваемыми