более выраженная активность парасимпатической системы, а у лиц с сильным типом ВНД
частота пульса была ниже, чем у лиц со слабым типом ВНД.
4. Ранний детский опыт.
Психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют протекание
стрессовых реакций на протяжении последующей жизни. По мнению Э.Берна, усвоенный в
детстве стрессовый сценарий «запускается» автоматически. Программы поведения, которые
вкладываются в голову ребенка родителями, и в дальнейшем становятся неосознаваемыми
установками, жизненными принципами и сценариями, могут усложнять жизнь, делая
поведение неадекватным и усиливать стресс.
5. Личностные особенности.
Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более
подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора,
наоборот, более устойчивы.
Люди с заниженной самооценкой обычно в большей степени проявляют признаки
тревожности, чем люди с адекватной самооценкой. Исследования показали, что в состоянии
экзаменационного стресса наиболее выраженная активация симпатической НС отмечалась у
высоко тревожных студентов, а также у лиц с низкими показателями самооценки. Тенденция
к самообвинению также усиливает стресс, который в свою очередь усиливает у студентов
неуверенность в своих способностях и снижает возможность успешной сдачи экзамена.
Позитивное мышление приносит человеку больше пользы, уменьшая общее
количество стресса в его жизни и придавая больше сил и энергии, как на физиологическом
уровне, так и на психологическом. По итогам многочисленных западных исследований были
сделаны выводы, что пессимисты страдали от серьезных нарушений сердечно-сосудистой
системы в 4,5 раза больше, чем оптимисты. Оптимистический настрой помогает выходить из
самых безнадежных ситуаций. Если человек верит, что выход найдется, то он его ищет, а
значит, имеет больше шансов его найти. Если же человек принимает установку пессимиста и
признает ситуацию тупиковой, то закрытые двери кажутся ему запертыми, и он даже не
пытается их открыть.
Другой подход к влиянию особенностей личности на характер переживаемого стресса
состоит в том, что одни люди нуждаются в умеренном стрессе и страдают от его отсутствия,
другие же предпочитают как можно меньший уровень стресса.
6. Социальные условия и условия труда.
– социальные перемены;
– повышенная ответственность за работу;
– значительное преобладание интеллектуального труда;
– постоянный дефицит времени;
– хроническая усталость;
– нарушение режима труда и отдыха;
– падение личного престижа;
– отсутствие элементов творчества в работе;
– нерациональное и несбалансированное питание;
– ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных
потребностей;
– курение и систематическое употребление алкоголя.
Все перечисленные факторы усиливают фрустрирующее влияние стрессовых
воздействий.
Чем больше родственников и знакомых у человека, тем выше его устойчивость к
стрессу. Это связанно с тем, что близкие люди как бы принимают часть удара на себя.
Человек, окруженный благожелательно настроенными людьми, чувствует их поддержку и