Стр. 45 - 2

Упрощенная HTML-версия

3.2. Объективно определяемые изменения в отдельных системах органов (повышение
АД, частоты сердечных сокращений, изменение сосудистого тонуса, избыточное мышечное
напряжение, нарушение секреции пищеварительных желез и пр.);
3.3. Нарушение комплексных физиологических функций (повышенная утомляемость,
снижение иммунитета, частые недомогания, изменение массы тела и пр.).
4. Эмоциональные проявления стресса:
4.1. Изменение общего эмоционального фона (мрачное настроение, ощущение
постоянной тоски, депрессии, беспокойство, повышенная тревожность и пр.);
4.2. Выраженные негативные эмоции (раздражительность, приступы гнева, агрессия,
чувство отчужденности, одиночества и пр.);
4.3. Изменения в характере (подозрительность, снижение самооценки, усиление
интроверсии);
4.4. Возникновение невротических состояний (невроз тревожного ожидания,
астенический невроз).
7. Факторы, влияющие на развитие стресса.
1. Генетическая предрасположенность.
Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы
среды на 30-40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60-70% от
воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков и т.д. Таким образом, одни
люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие – устойчивы к нему.
2. Характер протекания беременности.
Идея о том, что стрессы беременной женщины повышают вероятность развития
стресса у ребенка, в последнее время находит все большее подтверждение. Результаты
исследований дают основание считать, что срок 12-22 недели является наиболее опасным для
психики будущего ребенка, потому что для этого периода корреляция между беспокойством
матери и будущими расстройствами ребенка оказалась наиболее сильной.
По данным некоторых российских авторов, большинство детей, которых не «ждали», в
дальнейшем заболевают неврозом страха, поскольку первичная неуверенность в их рождении
со стороны родителей в какой-то мере отражалась на появлении у них в последствии
неуверенности в себе.
Установлено также, что если женщина в период беременности находилась в состоянии
выраженного эмоционального стресса (волнение в связи с экзаменами, бытовой
неустроенностью, конфликтными отношениями с мужем или его родителями и пр.), в
результате чего возникала угроза выкидыша, то дети рожденные в последствии чаще
заболевали неврозом страха.
Таким образом, беспокойство на гормональном уровне, испытанное детьми в период
внутриутробного развития, создало предпосылки для последующих более легких проявлений
беспокойства на психологическом уровне, начиная со второй половины первого года жизни.
3. Тип ВНД.
Тип ВНД человека отражает силу и динамику нервных процессов в мозге и мало
подвержен каким-либо изменениям. Опираясь на классические модели Гиппократа и
И.П.Павлова, не вызывает сомнений, что меланхолики («слабый тип» по И.П.Павлову)
больше подвержены стрессу, чем флегматики («сильный, уравновешенный, инертный тип
ВНД»). Что касается холериков, то с одной стороны, слабая выраженность процессов
торможения в ЦНС может приводить к мощным эмоциональным вспышкам и агрессии,
однако малая продолжительность таких периодов не доводит организм до стресса.
Исследования взаимосвязи типа ВНД студентов и их вегетативных реакций при
экзаменационном стрессе показало, что у лиц с уравновешенным типом ВНД отмечалась