Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу – тот уровень
напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс),
а также критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается
(наступает дистресс). Определение порогов (оптимального уровня стресса по Г. Селье) важно
чтобы насыщено жить и эффективно работать, но не во вред своему здоровью.
По мнению Г. Селье, у каждого организма имеется два вида адаптационных резервов:
поверхностные и глубокие. При кратковременном (остром) стрессе сначала происходит
мобилизация поверхностных резервов, а если их недостаточно, то начинается мобилизация
более обширных «глубоких» резервов адаптационной энергии. У некоторых темп включения
«глубоких» резервов адаптационной энергии бывает недостаточным для нейтрализации
стрессора, соответственно такие индивиды отличаются пониженной стрессоустойчивостью.
При определении стрессоустойчивости человека важная роль отводится также
психологической значимости стрессора, которая будет определять особенности
формирования и развития стрессовых реакций. На показатель значимости влияют
индивидуальные потребности, установки, ценности, жизненный опыт человека. Поэтому
можно относительно подобрать критерии устойчивости человека в отношении стрессоров
физической или химической природы, но сделать это в отношении психологических
стрессоров гораздо труднее. Для субъективной стрессоустойчивости человек должен
прислушиваться к своим ощущениям, максимально доверяя своему организму и интуиции,
чтобы понять, где проходят границы между полезным и вредным напряжением, между
эустрессом и дистрессом.
6. Формы проявления стресса.
1. Поведенческие признаки стресса:
1.1. Нарушение психомоторики (избыточное напряжение мышц, дрожание рук,
изменение ритма дыхания, дрожание голоса и т.д.);
1.2. Изменение образа жизни (нарушение сна, изменение режима дня, отказ от
полезных привычек и т.д.);
1.3. Профессиональные нарушения (появление ошибок, нехватка времени, низкая
продуктивность и т.д.);
1.4. Нарушение социально-ролевых функций (возрастание конфликтности, повышение
агрессивности, ухудшение отношений с близкими или коллегами, потеря внимания к своему
внешнему виду и т.д.).
2. Изменение интеллектуальных процессов при стрессе:
2.1. Внимание (в коре больших полушарий формируется стрессовая доминанта, вокруг
которой формируются все мысли и переживания, соответственно возникают трудности в
сосредоточении внимания, повышенная отвлекаемость, сужение поля внимания);
2.2. Память (постоянная загруженность сознания причинами стресса и поиском
выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе
гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой
информации);
2.3. Мышление (при сильном стрессе больше доминирует правое «эмоциональное»
полушарие и уменьшается влияние левого «логического», что нарушает нормальное
взаимодействие полушарий и вызывает спутанность мышления, нарушение логики,
трудности принятия решений, частые сбои в вычислениях, снижение творческого
потенциала).
3. Изменение физиологических процессов при стрессе:
3.1. Субъективно определяемые изменения (затрудненное дыхание, боли в сердце,
головные боли, неприятные ощущения в ЖКТ и пр.);