Стр. 47 - 2

Упрощенная HTML-версия

легче воспринимает угрожающие факторы среды. В противоположность этому люди,
живущие одиноко или имеющие постоянные проблемы в семье, сильнее подвержены стрессу
и чаще болеют.
7. Когнитивные факторы.
Развитое мышление, с одной стороны провоцирует стрессы, обнаруживая
потенциальную опасность там, где ее еще нет, но, с другой стороны, помогает найти выходы
из трудных стрессовых ситуаций.
Часто анализ прошлых психотравмирующих событий или негативный прогноз
будущего могут стать источником сильного стресса. При этом, человек сам актуализирует
или создает в своем сознании негативные картины и ситуации, усиливая негативное
эмоциональное состояния и тем самым, стресс в целом.
Л. Фестингер описывает явление противоречия между реальностью и
представлениями человека о возможном и должном. Данное противоречие между
объективной реальностью мира и виртуальной реальностью индивидуального сознания
может вызвать сильный стресс и определяется Л. Фестингером –
когнитивным диссонансом.
Если событие не может быть описано в системе существующих у человека представлений о
мире, то он крайне редко меняет модель мирра. Гораздо чаще человек или создает
дополнительные конструкции, укрепляющие модель, или же игнорирует реальность,
выстраивая барьеры против реальности, т.е. использует
психологические защиты
.
8. Невозможность реализации актуальной потребности.
В соответствии с «пирамидой потребностей А. Маслоу», рассмотрим основные
стрессы, связанные с неудовлетворением актуальной потребности.
– Стресс, связанный с неудовлетворенностью ф
изиологических
потребностей, это
стресс вызванный голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной
или физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни или его резкой сменой.
– Стресс, связанный с потребностью в
безопасности и стабильности,
активизируется страхом потерять работу, провалиться на экзамене, страхом неблагоприятных
изменений в личной жизни, страхом смерти, тревогой за здоровье близких и пр.
– Стресс, связанный с потребностью в
принадлежности и любви,
может возникнуть
в результате морального и физического одиночества, неразделенной любви, при потере
близких людей или их болезни и пр.
– Стресс, связанный с потребностью в
уважении и признании,
может возникнуть в
результате крушения карьеры, невозможности реализовать свои амбиции, потери уважения
со стороны общества и пр.
– Стресс, связанный с потребностью в
самореализации,
активизируется отсутствием
возможности реализовать свое призвание, возникает в результате занятия нелюбимым делом,
подчинения родительскому давлению или мнению общества.
Невозможность реализации существующей потребности приводит к фрустрации,
которая в дальнейшем может привести к различным психосоматическим заболеваниям – язве
желудка, бронхиальной астме, артериальной гипертензии и пр.
9. Стресс, связанный с неправильной коммуникацией.
Причинами могут являться неправомерные требования и завышенные ожидания
относительно поведения других людей, негативные предубеждения и иррациональные
установки, непонимание ведущей мотивации другого, критика со стороны других людей и пр.
Одним из важнейших источников коммуникативных стрессов являются конфликты,
т.е. взаимодействие двух и более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся
участникам взаимодействия несовместимыми. Исследования физиологов показали, что
затяжные конфликты могут приводить к серьезным нарушениям функционирования
организма. К.В.Судаков и ряд других исследователей сделали вывод, что следствием