Стр. 40 - 2

Упрощенная HTML-версия

ходе экспериментального невроза возникали срывы функционирования ВНД в сторону
процесса торможения или процесса возбуждения в КБП, что позже подтвердилось в
исследованиях отечественных и зарубежных авторов. И.П.Павлов также отмечал
существенную роль индивидуальных факторов, в частности, врожденного типа ВНД, в
формировании и развитии стрессовых реакций.
В других работах рассматриваются иные условия, способствующие развитию стресса:
– ситуация неопределенности и дефицит информации (теория П.В.Симонова);
– иммобилизация, то есть принудительное обездвиживание (К.В.Судаков);
– нарушение биологических ритмов (Г.М. Черкович);
– изменение условий жизни или привычного жизненного ритма (П.В.Симонов).
3. Психологический стресс.
Психологический стресс определяется как реакция человека на особенности
взаимодействия между личностью и окружающим миром (Р. Лазарус, Р. Ланьер). Позже
психологический стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но и как процесс, в
котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности
разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в
реакции на стрессовую ситуацию. Кокс Т. (1981 г.), Классен И.А. (2004 г.) психический
стресс определяют как «феномен осознавания, возникающий при сравнении между
требованиями, предъявляемыми к личности, и ее способностями справится с этими
требованиями» [3; c. 40].
В литературе также применяется термин «эмоциональный стресс», под которым чаще
всего понимаются негативные аффективные переживания, которые сопровождают стресс и
ведут к неблагоприятным изменениям в организме. В тоже время ряд исследователей
считают, что сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме
типичные признаки стресса. Соответственно, эмоциональный стресс может быть явлением
как негативного, так и позитивного характера.
Отличие психологического и эмоционального стресса:
– эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным, в то время как
психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;
– эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными
реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая
(анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и
т.д.);
– термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин
«психологический стресс» – психологами.
В тоже время оба вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие
нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии проходят через три
классические стадии – тревоги, адаптации и истощения.
Психологический стресс также отличается от биологического стресса, и обладает
рядом особенностей. Психологический стресс может запускаться не только реально
действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но
наступления которых человек боится. Другая особенность психологического стресса –
существование оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на
проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации. Активная жизненная позиция и влияние на
стрессовый фактор приводят к активации симпатической нервной системы, в то время как
пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обуславливает преобладание
парасимпатических реакций.