Стр. 37 - 2

Упрощенная HTML-версия

на болезнь позволяет успешнее преодолевать трудности начального периода взаимодействия
с пациентом, тщательнее индивидуализировать соответствующие мероприятия в конкретной
ситуации, более эффективно проводить реабилитационные программы. Врачу также
необходимо учитывать, что при длительном, хроническом течении заболевания переживания
своей болезни больным (как и его родственниками) подвержены определенной динамике.
Список литературы
1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: Кафедра-М., 1998.-
272 с.
2. Классен И.А. Практическая психотерапия. М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 768
с.
3. Клиническая психология / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002. –
960 с.
4. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Медиздат, 1974. – 405
с.
5. Менделвич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое
руководство. – М.: «МЕДпресс-информ», 2002. - 592с.
6. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР-МЕД,
2002. – 864 с.
ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА
1. Классическая концепция стресса.
Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к
изучению этого состояния, однако, для лучшего понимания этого явления имеет смысл
обратится к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье.
Г. Селье изучал физиологические приспособительные реакции к стрессу и пришел к
выводу, что принципы защиты на уровне клетки схожи с реакциями организма в целом, и те
же приспособительные механизмы мы наблюдаем на уровне поведения и межличностного
взаимодействия. Организм справляется с трудностями с помощью двух типовых реакций:
активной (борьба, ответное нападение) и пассивной (бегство, готовность терпеть,
сосуществовать с раздражителем). Например, если в организм введен яд, то возможно либо
химическое разрушение ядовитого вещества, либо мирное существование с ним. Равновесие
устанавливается путем выведения яда из организма, либо научением его игнорировать. Те же
реакции мы можем наблюдать в конфликтной ситуации, когда человек либо открыто
проявляет агрессию в адрес собеседника, либо подавляет свои чувства и молча терпит
нападения со стороны оппонента.
Г. Селье определяет стресс как неспецифический ответ организма на любые
предъявляемые ему специфические требования. Рассмотрим данное определение более
подробно.
Во-первых, требования
своеобразны
и
специфичны
, то есть разнообразны начиная от
физических раздражителей (холод, ожоги, ушибы), заканчивая набором социально-
психологических раздражителей (конфликты, разрыв отношений, угроза самооценке и
социальному статусу, ситуация принятия решения и пр.).
Во-вторых, в ответ на предъявляемые требования возникают
неспецифические
ответные реакции, то есть организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими