II. Определите варианты дальнейшего развития группы, когда поставленные перед
ней цели будут достигнуты. Что повлияет на распад группы? Если в группе меняется
основной состав, как это повлияет на групповую динамику?
III. Рассмотрите
причины
возникновения
и
особенности
проявления
дисфункциональных треугольников в рабочих отношениях. Проанализируйте роли в
драматическом треугольнике С. Карпмана. Приведите в соответствие три основные роли
треугольника и характеризующие их эмоциональные реакции, а также модели поведения:
А. Жертва
Б. Преследователь С. Спасатель
1) помогает, когда не просят
2) проявляет агрессию
3) успокаивает окружающих
4) обижается
5) критикует
6) жалуется на жизнь
7) усиливает панику в группе
8) принимает максимальное участие в происходящем
9) демонстрирует пренебрежение
10) берет ответственность за других
11) всегда находит причину оставаться в пассивной позиции
12) проявляет недовольство и негодование
IV. Подумайте и предложите варианты выхода из дисфункциональных
треугольников. Предположите возможные последствия предложенных Вами действий.
Поясните на примерах.
V. Рассмотрите стратегии выхода из конфликтной ситуации. Определите
достоинства и недостатки каждой стратегии. Приведите примеры конструктивного и
деструктивного способа использования стратегий.
Психодиагностика
1. Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению (тест
К. Томаса).
2. Диагностика основных тенденций поведения в группе (методика В.
Стефансона).
Тестовые задания
для самопроверки усвоенной темы
1. Под конформностью имеется в виду:
а) некритическое подчинение личности давлению группы;
б) противодействие личности давлению группы;
в) сотрудничество между личностью и группой;
г) стремление личности к доминированию в группе.