– выделить основные направления эволюции кровеносной системы у позвоночных
животных.
Работа 1. Сердце рыбы.
Зарисуйте влажный макропрепарат сердца рыб и схему строения сердца. На рисунке
укажите: венозный синус; предсердие; желудочек; луковицу аорты; брюшную аорту;
жаберные сосуды.
Работа 2. Сердце лягушки.
Зарисуйте влажный макропрепарат сердца лягушки и схему строения сердца. На рисунке
укажите: венозный синус; правое предсердие; левое предсердие; желудочек; артериальный
конус; левую и правую легочные артерии; левую и правую дуги аорты; сонные артерии;
легочные вены.
Работа 3. Сердце ящерицы.
Зарисуйте влажный макропрепарат сердца ящерицы и схему строения сердца. На рисунке
укажите: правое предсердие; левое предсердие; левую половину желудочка; правую
половину желудочка; правую и левую легочные артерии; правую дугу аорты; левую дугу
аорты; правую и левую легочные вены.
Работа 4. Сердце крысы.
Зарисуйте влажный макропрепарат сердца крысы и схему строения сердца. На рисунке
укажите: правое предсердие; левое предсердие; левый желудочек; правый желудочек; правую
и левую легочные артерии; дугу аорты.
V. Итоговый контроль
Проводится путем проверки рисунков в альбомах и правильности ответов на следующие
вопросы выводов:
– в чем проявляется взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем?
– с чем связано увеличение числа кругов кровообращения и камерности сердца в ряду
позвоночных животных?
– чем можно объяснить теплокровность у птиц и млекопитающих?
– чем объясняется появление врожденных пороков сердца и аномалий сосудов у человека?
ТЕМА 14. ФИЛОГЕНЕЗ СИСТЕМ ОРГАНОВ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ.
ЭВОЛЮЦИЯ МОЧЕПОЛОВОЙ И НЕРВНОЙ СИСТЕМ
I. Цели занятия:
– уметь выделять, объяснять и использовать знания закономерностей преобразования
органов мочевыделительной и половой систем в ряду позвоночных животных для
понимания процессов формирования органов выделительной и половой систем в
онтогенезе человека;