III. Контрольно-обучающая карта:
1. У млекопитающих третья пара артериальных (жаберных) дуг преобразуется:
а) в легочные артерии;
б) в сонные артерии;
в) в правую дугу аорты;
г) в левую дугу аорты.
2. Кожно-легочное дыхание характерно для:
а) рыб;
б) амфибий;
в) рептилий;
г) птиц;
д) млекопитающих.
3. У каких позвоночных от сердца отходят три сосуда?
а) рыб;
б) амфибий;
в) рептилий;
г) птиц;
д) млекопитающих.
Ответы:
1. б – правильный, так как третья пара артериальных дуг преобразуется в сонные артерии; а,
в, г – неправильные.
2. б – правильный, так как в процессе дыхания у амфибий участвуют легкие, обеспечивая
газообмен на 30–40%, основным же органом дыхания является кожа, обеспечивающая
газообмен на 60–70%; а, в, г, д – неправильные.
3. в – правильный. От сердца у рептилий отходят правая и левая дуги аорты и легочная
артерия; а, б, г, д – неправильные.
IV. Аудиторная работа
Ориентировочная основа действия (ООД).
План действия:
1. Изучить по таблицам и влажным макропрепаратам особенности строения дыхательной
системы у рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, крысы. При работе с экспонатами уметь:
– правильно называть тип дыхания у животных;
– определять воздухоносные пути и назвать их особенности у каждого животного;
– охарактеризовать тип легких (мешковидные легкие, ячеистые, губчатые и
альвеолярные). Обратить внимание на соотношение длины дыхательных путей и
площади поверхности легких у амфибий, рептилий и млекопитающих;
– выделить основные направления эволюции дыхательной системы у позвоночных
животных.
2. Изучить по экспонатам и таблицам особенности кровеносной системы рыбы, лягушки,
ящерицы, птицы, крысы. При работе с экспонатами уметь:
– определять принадлежность сердца представителям того или иного класса;
– определять сосуды, приносящие кровь к сердцу, и сосуды, выносящие кровь;
– объяснить особенности состава крови в сосудах;
– указать, какой паре эмбриональных артериальных дуг соответствует каждый сосуд;