– уметь дифференцировать основные этапы и направления эволюции центральной нервной
системы (головного мозга) в подтипе позвоночных животных, как необходимое условие
для процесса адаптации организмов и как предпосылку формирования высшей нервной
деятельности человека;
– уметь использовать знания филогенеза рассматриваемых систем для обоснования
основных аномалий развития мочеполовой и нервной систем у человека.
II. Задание на самоподготовку:
1. Цели самоподготовки
:
– знать основные направления эволюции мочевыделительной, половой и нервной систем в
подтипе позвоночных животных;
– уметь обосновать связь органов выделительной и половой систем;
– уметь обосновать взаимосвязь последовательной смены типов мозга с локализацией
высшего интегрирующего центра.
2. Учебно-целевые вопросы темы:
– строение последовательно сменяющихся у позвоночных типов почек (предпочка или
головная – pronephros, туловищная или первичная – mesonephros, тазовая или вторичная –
metanephros);
– особенности строения элементарной структурно-функциональной единицы почек -
нефрона предпочки, почек первичной и вторичной;
– преобразование в процессе онтогенеза закладок пронефроса и мезонефроса в протоки
выделительной и половой систем у низших (анамний) и высших (амниот) позвоночных;
– основные этапы развития головного мозга в эмбриогенезе позвоночных животных;
– особенности организации ихтиопсидного, зауропсидного (стриарного) и маммального
типов мозга у позвоночных животных и локализация в них высшего интегрирующего
центра;
– онтофилогенетически обусловленные пороки развития мочеполовой и нервной систем у
человека.
Таблицы для самостоятельного заполнения:
Таблица 1
Эволюция органов мочеполовой системы
в ряду позвоночных животных