– уметь использовать знания основных положений хромосомной теории наследственности
для объяснения явлений полного и неполного сцепления;
– уметь обосновать методику составления генетических карт хромосом с помощью явления
кроссинговера (на примере дрозофилы);
– знать закономерности половой детерминации у некоторых беспозвоночных животных;
– уметь определять характер наследования признаков, сцепленных c X- и Y- хромосомами;
– уметь определять характер двойного наследования, т.е. признака, сцепленного с
аутосомой, и другого признака, сцепленного с половой хромосомой.
II. Задание на самоподготовку:
1. Цели самоподготовки:
– уметь использовать имеющиеся знания по механизмам нарушения мейоза и биологии
пола для заполнения таблиц 1 и 2;
– уметь использовать имеющиеся знания для определения характера наследования
признаков, сцепленных с полом.
2.
Учебно-целевые вопросы темы:
– понятие о кариотипе;
– аутосомы, половые хромосомы;
– мейоз, явление кроссинговера;
– пол организма, его предопределение (прогамное, сингамное, эпигамное);
– закон Моргана – закон сцепленного наследования признаков;
– нарушение сцепления;
– основные положения хромосомной теории наследственности;
– сцепление с полом. Особенности наследования признаков, контролируемых генами
половых хромосом.
3. Таблицы для изучения и самостоятельного заполнения в процессе
самоподготовки:
Таблица 1
Типы хромосомного определения пола
Наборы
хромосом
ХХ ХY
ZW ZZ
или
XY XX
XX XO
Примеры
Млекопитающие
(человек), рыбы,
двукрылые
насекомые
(дрозофила),
двудомные
растения (конопля)
Птицы,
бабочки,
некоторые
виды
земляники
Прямокрылые,
жуки, клопы,
пауки,
многоножки,
нематоды
Таблица 2
Наследование признаков, сцепленных с полом у человека
Половые
хромосомы
X
Y
Примеры
признаков