болезни, опухолей и т.д. является главной причиной того, что лечение их пока
ограничивается воздействием на то или иное звено патологического процесса.
– для
профилактики
. Зная причину болезни, легче предупредить воздействие
этого этиологического фактора на организм. Например, вирус иммунодефицита человека
(ВИЧ) вызывает СПИД. Для предупреждения возникновения этого заболевания необходима
тщательная стерилизация инструментария, использование разовых шприцев, работа в
резиновых перчатках, избегать случайных половых связей и т.д.
– для
прогноза
. Больной жалуется на боли в животе, что может быть при
брюшном тифе, аппендиците, холере и т.д. Поставив правильно диагноз на основании знания
этиологии, легко прогнозировать: летальность при брюшном тифе достигает 2%,
аппендиците – 2–З%, а при холере – очень высокая.
5. Критика идеалистических и метафизических теорий этиологии болезни
1.
Монокаузализм
(mono – один, causa – причина) – механистическое учение,
признающее значимость только причин и отрицающее роль условий в возникновении
заболевания. Его возникновение связано с бурным развитием микробиологии и разработкой
представлений об инфекционном процессе. Стронники этого направления в медицине
утверждали, что для возникновения инфекционных болезней вполне достаточно
проникновения инфекционного возбудителя в организм, а реактивность организма, его
индивидуальная восприимчивость, условия жизни не имеют никакого значения. Это учение
материалистическое, но механистическое, так как слишком упрощенно толкуется роль
этиологического фактора.
Сторонники этого направления в медицине считали причинную связь единственной
связью, а она, как известно, является только частицей всеобщей связи. Они не признавали
значимость условий, а саму каузальную связь превращали в простую механическую связь,
утверждая, что то, что содержится в причинном факторе, то и содержится в следствии.
Такого, как известно, не бывает: при воздействии на живой организм какого-либо
причинного фактора на последствиях этого воздействия обязательно скажется и роль
условий.
Сторонники это направления в понимании этиологии сводят на нет роль врача и
возможность, улучшая условия жизни человека, влиять на возникновение и развитие
заболевания.
2.
Кондиционализм
(лат. conditio – условие) – субъективно-идеалистическое
направление в медицине, отрицающее объективную причинность возникновения болезней и
подменяющее категорию причины понятием суммы равноценных по значению условий.
Появление этого направления в медицине было связано с дальнейшим развитием
естествознания, и в частности микробиологии, сторонники которого попытались
опровергнуть монокаузализм. Их утверждения базировались на наблюдениях –
проникновение патогенных микробов в организм человека не всегда сопровождалось
развитием заболевания: нужны были определенные условия, которые, по их мнению, играли
решающую роль.
Ферворн и Ганземан утверждали, что принцип каузальности устарел. Они отвергали
существование причины, выбросив таким образом из всеобщей связи причинный фактор и
тем самым обезоружив практическую медицину. Кондиционалисты нивелируют значение
конкретной причины той или иной болезни, полностью приравнивая ее к прочим условиям, и
игнорируют принцип причинности.