полна врачей» (с.123) Качество обучения выражалось в том, что египетское врачебное
искусство славилось и в других странах, в которых не было специально подготовленных
врачей, например, в библейских текстах упомянуто, что персидские цари Кир и Дарий
пользовались помощью египетских врачей. В Вавилоне, по свидетельсву того же Геродота,
«страдающих каким-либо недугом они выносят на рынок (у них ведь нет врачей). Прохожие
дают больному советы о его болезни (если кто-нибудь из них или сам страдал подобным
недугом, или видел его у кого другого). Затем прохожие советуют больному и объясняют, как
сами они исцелились от подобного недуга или видели исцеление других. Молча проходить
мимо больного человека у них запрещено: каждый должен спрашивать, в чем его недуг».
Некоторые сведения о достижениях врачевания древнейших цивилизаций в области
распознавания и лечения болезней сохранились в вавилонских клинописных записях и в
древнеиндийских ведах, в египетских папирусах и китайских иероглифических рукописях,
доступных только специалистам. Но они лишь подтверждают информацию, собранную
воедино в книгах Библии, в одной из которых, неканонической, включенной в Септуагинту
(греческий перевод Ветхого Завета) говорится о врачевании, как одной из немногих
профессий, к которой рекомендуется почтительное отношение. Это – книга Иисуса, сына
Сирахова, внук которого перевел ее на современный ему греческий язык: «Почитай врача
честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание. Знание
врача возвысит его голову и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли
врачества и благоразумный человек не будет пренебрегать ими…ими Он врачует человека и
уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не
оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой, в болезни твоей не будь
небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки
твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву
и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал
Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех;
ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к
продолжению жизни». (Сирах 38:1-14)
Но если в библейской традиции болезни человека связаны с понятием греха, иначе
проступка, повлекшего за собой потерю цели жизненного пути, определяющего
перманентное состояние человека, борющегося на своем уровне с болезнью в различных ее
ипостасях, то в язычестве вину за болезни перекладывали на духовные сущности и в
соответствии с этими представлениями проводили лечение.
Так, например, священные ведийские тексты рекомендовали в случае болезни или
ранения обращаться к богам – небесным врачевателям. Это Индра – бог грозы, дарующий
дождь; Рудра – владыка лекарственных трав; близнецы Ашвины – боги-врачеватели; Агни –
бог огня и возрождающейся жизни; Варуна – «владыка вод», который был «хранителем
небесного равновесия и порядка» и карал болезнями за нарушение этого порядка не только
людей, но также животных и растения. В ведийскую эпоху была создана Аюрведа – «наука о
долголетии». Часто индийские медицинские сочинения называют аюрведическими. Творцом
Аюрведы считается Брахма – бог-творец, один из триады высших богов. Хранителями
аюрведических знаний о долгой жизни, лишенной страданий, в Индии считались брахманы
(брамины), поэтому основатель буддизма Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, сын князя из
племени шакья, известный миру под именем Будды («Просветленный», «Достигший
мудрости»), отправляясь в странствие, зашел прежде всего к учителю-брамину, у которого
надеялся получить ответ на вопрос, как человеку избавиться от страданий
.
Древние предания
повествуют о том, что Брахма при лечении самничего не придумывал, а просто припоминал
рассказанные ему древние медицинские тексты. Так было, например, во время битвы между
богами и демонами, когда Брахма был ранен в щеку. Боль была настолько сильной, что он