Стр. 7 - 2

Упрощенная HTML-версия

выборочно представлены некоторые положения монографии Н.Б. Дремовой и Р.Е.
Березниковой «Номенклатура лекарственных средств: особенности формирования и
фармацевтическая информация» (Курск 2002) поскольку, по нашему мнению, данный
материал наиболее полно представляет способы образования наименований лекарственных
средств. Также использовались: латинско-русского словарь И.Х.Дворецкого (1996), Словарь
латинских крылатых слов Бабичева Н.Т. и Боровского Я.М., «Медицинская терминология»
Г.Д.Арнаудова (1979).
Во введении использовалась статья к термину «Ятрогения» и отрывки из других
статей из историко-этимологического справочного пособия «Тезаурус терминов общей и
частной патологии» Мусохрановой М.Б. и Кононова А.В. (Омск, 2007).
Автор выражает глубокую признательность консультанту – д. м. н., декану
стоматологического факультета ОмГМА, заведующему кафедрой стоматологии детского
возраста профессору Сунцову В.Г. и рецензентам, чьи конструктивные замечания и советы
были учтены при подготовке пособия: к. филол.н., заведующей кафедрой медицинской и
фармацевтической терминологии ТГМА доценту Нечай М.Н.; д.филол.н., профессору,
научному консультанту отдела лексикологии и лексикографии института русского языка им.
академика В.В. Виноградова РАН профессору Богатовой Г.А.
ВВЕДЕНИЕ
Латинское
medicus
«целитель, лекарь» произошло от
medicamentum
«лекарство», и
указывало на человека, обладающего знаниями в области лечения с помощью лекарств.
В древнерусских летописях врачей называли лечцами. Лечцы передавали секреты
врачевания по наследству, от отца к сыну. Позднее это слово приняло форму «лекарь».
Происхождение слова «врач» относится к глаголу, связанному с речевой деятельностью:
– «врать» от древнепрусского wîrds, готского waúrds, латинского verbum со значением
«слово», и латышского vаrds с литовским vaшdas со значением «название». Этот глагол
родственен греческим ritor «тот, кто говорит».
Как профессиональное занятие, врачевание получило свой статус в древнейшей стране
Мицраиме, названной по имени одного из сыновей Хама (сын Ноя, имя его означало
«жаркий», отсюда – х
Eugyptos
восходит к египетскому Хикупта (т.е. дом Птаха) – именно так называлось главное
святилище в Мемфисе (Северный, или Нижний Египет). Мемфис, один из старейших городов
Египта, называемый также Ноф (или Мен-Нефер, т.е. «место доброго» или «гавань добрых»,
по-арабски Менф) был местом жительства царей-гикосов (слово «гикос» переводится как
«царь-пастух»). Гикосы – кочевые семитские племена (родоначальник – один из сыновей Ноя
Сим. Сим или евр. Шем означает «имя», «слава»), вторгшиеся в Египет ок. 1800г. до н.э. и
покорившие его. При разделении Египта столицей Верхнего или Южного Египта стал город
Фивы. Царствование гикосов продолжалось несколько сот лет до восемнадцатой династии,
когда представитель фиванской династической линии Яхмос установил новую династию,
свергнув правление гикосов и положивший начало объединению Египта в единое царство.
После основания Александрии Мемфис стал приходить в упадок. Поскольку Мемфис
изачально был жреческой державой, то и врачевание первоначально было прерогативой
жрецов, владевших тайными знаниями и по медицине тоже, которые впоследствии, ввиду
большого количества больных, открыли храмовые школы, где обучали врачеванию,
поскольку люди нуждались в квалифицированной помощи. По свидетельству
древнегреческого историка Геродота, в Египте было много болезней, и каждый врач
занимался лечением только одного какого-либо недуга: «Так, есть врачи по глазным
болезням, болезням головы, зубов, чрева и внутренним болезням….и вся египетская страна