Стр. 9 - 2

Упрощенная HTML-версия

потерял сознание. Очнувшись, он вспомнил древний медицинский текст и вылечил сам себя.
Аюрведическая система медицинских знаний разделялась на 8 главных разделов, в их числе:
лечение ран; лечение болезней, относящихся к области головы; лечение болезней,
охватывающих весь организм; лечение душевных болезней и психических расстройств,
которые приписывались действию злых духов. В особый раздел выделялось учение о
противоядиях. Аюрведа содержит описания множества обрядов магического врачевания,
заклинаний против злых духов и демонов, которые приносят болезни. Поэтому древние
лекари назывались «изгоняющие демонов». В соответствии с натурфилософскими учениями
индусов, здоровье человека связывали с гармоничным сочетанием трёх основных субстанций
организма – воздуха, огня и воды. Ведийские тексты упоминают еще о двух стихиях – земле
и пространстве (эфире), согласно этому учению, различные комбинации этих элементов
привели к возникновению человека и всей вселенной. И Веды и Авеста передают единую
традицию искусства врачевания, причем Авеста много внимания уделяет медицинской
астрологии и правилам составления гороскопа больного. Эти древние медицинские тексты
сыграли большую роль во взаимовлиянии индийской и греческой медицинских традиций.
Итак, в древности болезни представлялись врагами человека. Поскольку чувственное
восприятие болезней связано с позицией больного, который по отношению к знающему
врачевателю занимал подчиненное положение как непосвященный и не имеющий права
общаться с потусторонним миром, поэтому он мог либо довериться врачевателю, либо
отказаться от его услуг.
В зависимости от причин болезни (колдовство другого человека, вселение некой
демонической сущности, бытовые поражения и пр.) врачевателями использовались молитва
(в библейской традиции), заговоры-обращения и заговоры-заклинания, а также
соответствующие лечебные средства, знания о которых передавались из поколения в
поколения, а также приобретались опытным путем.
Лекарствами, которыми пользовались врачеватели, были растения (полынь, крапива,
подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т.д.), продукты
животного происхождения (например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и
минералы.
Народные предания сохранили поэтические рассказы о происхождении лекарственных
растений. Вот, например, что рассказывает легенда о вахте трехлистной. Одна из русалок,
несмотря на запрет водяной царицы Волховы, вышла вечером из подводного царства
погулять среди людей. Узнав об этом, царица запретила ей возвращаться под воду и оставила
на берегу «нести вахту»: предупреждать путников о топких болотистых местах. Горько
плакала от тоски русалка и превратилась в красивое растение, которое стало исцелять от
многих болезней. О Волхове напоминает и другое русское предание. Она любила молодого
купца Садко, но ему больше нравилась простая деревенская девушка. Много горьких слез
пролила царица. Когда они падали на землю, то превращались в ароматные серебристые
цветы – ландыши.
Представление об удивительных лекарствах, спасающих от болезней и старости,
дошло до нашего времени в сказках о живой воде, о молодильных яблоках, о кипящих
котлах, искупавшись в которых, старик становился юношей, источниками которых явились
старинные предания о сказочной Индии, Византии и других заморских странах, попавшие на
русскую почву разными путями и переработанные народным сознанием. Так, например,
переработанный древнегреческий миф о волшебнице Медее, которая могла превратить
старого человека в юношу с помощью зелья, сваренного в большом медном котле. После
того, как она погрузила в кипящий котел барана, он выпрыгнул оттуда резвым ягненком. В
русском варианте это всем известная записанная Ершовым сказка о Коньке-горбунке.