Стр. 33 - 2

Упрощенная HTML-версия

цветов. Затем совершали жертвоприношение. Крови закланной жертвы давалось течь в яму;
туда же бросались горящие уголья (зажженные, вероятно, на священном огне очага), хлебные
зерна, пироги, плоды и возливали немного вина и меду. Когда все это сгорало в яме, то на
теплую еще золу они наваливали камень или обрубок дерева. Чтобы сохранять за ним его
священный характер, над ним ежегодно возобновлялось священнодействие, с жертвенным
возлиянием (либацией) и чтением молитвы. Водруженный на земле терм, стал домашним
предметом культа (от лат. religio, onisсвященный предмет). Нарушить этот символ
разграничения означало вступление в тяжбу с ближним своим.
Древние греки персонифицировали терм как бога. Такое отношение существенно
вытекало из страха задеть культ, к которому не принадлежал чужак и не мог принадлежать,
ибо он не происходит от почитаемых в данном роде пращуров, и потому, если бы нарушил
священную неприкосновенность чего бы то ни было, входящего в организацию их культа,
хотя бы даже просто коснулся чего-либо, то за таковое нечестие, за осквернение табу,
неминуемо потерпел бы страшные кары от самих оскорбленных предков.
Раз Терм поставлен законно, то не было той силы в мире, которая могла бы его
переместить. Он должен был на веки вечные пребывать на том же самом месте. Этот принцип
религии выразился в древнем Риме таким сказанием: сам Юпитер, когда он пожелал занять
место на капитолийском холме, под храм себе, не мог удалить оттуда бога Терма. Это старое
предание показывает, насколько священною была собственность; недвижимый Терм не
означал ничего иного, как нерушимое право собственности; это есть характерный для
римской религии функциональный бог, бог-функция, именно функция охранения границы,
воплощенная вещественно. Терм охранял границу и бодрствовал над нею. Сосед не смел
приблизиться к ней вплотную: Чтобы завладеть полем какой-либо семьи, надо было
опрокинуть или переместить межевой столб: между тем, этот столб и был богом-
охранителем. Такое святотатство было ужасно, и кара за него – сурова. Древний римский
закон гласил: «Если кто задел Терм лемехом сохи, то сам он и его быки да будут посвящены
подземным богам» – qui terminum exarasset, et ipsum boves sacros esse, а это значит, что
виновный и его быки должны быть во искупление убиты.
Таким образом, слово
термин
возникает первоначально как страж порога, страж
священного участка, страж всего, что в пределах охраняемой границы содержится. На языке
более позднем, в значении слова
terminus
основным продолжает быть момент
определенности, хотя значение различается:
terminus
значит:
1) область, описанная своими границами и пределами, т.е. самое содержание
границы;
2) дефиниция, постановление, в смысле соборных постановлений;
3) назначенное время, установленный день;
4) праздничный день.
Собственно философское и лингвистическое пользование словом термин введено
Аристотелем, который, кстати, происходил из врачебной семьи. «Термином» (terminus)
суждения у него называются подлежащее и сказуемое суждения, поскольку подлежащее и
сказуемое суждения, определяют собою размах мысли, тот, который допускается и
предполагается актом суждения.
В приложении к научной речи, медицинской в частности, термин – это граница, межа
мысли, которою действительность называется и осознается. Способ установки этой границы
определяет способ осознания того акта, той деятельности, которою ставится эта граница.
Иначе говоря, термин задает направление мысли врача, сохраняя при этом концентрат
представлений человечества причинно-следственной связи между предметом и явлением,
причиной болезни и ее проявлением.