Итак, что же такое «термин»? Значение этого слова позволит раскрыть его
этимологическая интерпретация в социокультурном аспекте. Латинское
terminus
, i
«пограничный знак, межа; граница; конец; конечная цель» происходит от древнегреческого
эквивалента
terma
, что означает:
1) конечный столб, мета;
2) отметка, знак;
3) исход, результат;
4) конец, край, предел;
5) высшая степень, верх;
6) осуществление, исполнение;
7) верховенство, высшая власть;
8) награда, приз.
Как и во всех древних терминах, в самом слове «термин» присутствует первичный
сакраментальный смысл, и это священное первозначение привело к учреждению культа
Terminus`
а в качестве бога, «который обозначает своим знаком границы полей. Термин,
камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле, обожествлен ты давно предками нашими
был» (Овидий «Фасты»).
В историческом плане термин, т.е. граница, межа, означал первоначальное право на
собственность и являлся понятием и установлением правовым, основанном на вере в
незыблемость закона Божия: «Не убирай камни, служащие межой твоему соседу, ибо эти
камни были положены твоими предками, чтобы размежевать владения, и эти камни – межа
земли, которую дал тебе Господь» (Второзаконие 19:14). Запрет на овладение чужой
собственностью, также как почтительное отношение к предкам, установившим границы
своего владения нашел свое выражение в одной из десяти заповедей, дошедших до нас со
времен Моисея: «Не желай жены ближнего своего, не желай ни дома его, ни земли, ни слуг
его и служанок, ни волов его, ни ослов, не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему»
(Второзаконие 5: 21). Нарушение одной из заповедей влекло наказание до четвертого
поколения того, кто нарушил закон.
Каждое владение должно было быть окруженным, как и дом, оградою, которая его
отчетливо отделяла от владений других семейств. У древних такою оградою была полоска
земли в несколько футов (единица длины, приблизительно равная длине ступни человека)
шириною, эта полоска – межа – должна была оставаться необработанной, не тронутой
плугом. Разделяющее поля пространство было священно. Сила таких ограждений – не в
механическом препятствии, ими представляемом, а в символическом ознаменовании
священной неприкосновенности собственности. Таким образом, первоначальное право на
земельную собственность обеспечивалось законами, данными Богом, связь с которым
осуществлялась посредством молитвы, которая есть беседа сердца с Богом, выражаемая как
словесно, так и без слов.
У языческих народов также существовало право собственности, которое обусловило
появление специального обряда. В определенные дни месяца и года отец семейства обходил
свое поле, следуя этой священной линии: он гнал пред собою жертвенных животных,
распевал гимны и совершал жертвоприношения. Таким образом он ознаменовывал свое
право собственности, которое более точно следовало бы назвать правом собственности
почитаемых предков. Путь, которым следовали жертвенные животные и вдоль которого
пелись молитвы, был нерушимым пределом владения. На этом пути, в некоторых
промежутках друг от друга, хозяин размещал неотесанные камни или какие-нибудь
деревянные чурбаны (в славянской группе языков они назывались «межа»), которые в
древнегреческом языке носили название
termes
. Обряд начинался с того, что выкапывалась
небольшая яма, на краю которой воздвигался терм и его увенчивали гирляндами из трав и