«Книга приготовления лекарств для всех частей человеческого тела». В нем упоминается, что
лечение расшатавшихся зубов проводят особые специалисты. Для лечения больного зуба
дается следующий рецепт: «Изотри в пасту и прикладывай к зубу одну часть тмина, одну
часть фимиама, одну часть лука». В другом папирусе Эдвина Смита (XVI век до н. э.)
описываются переломы и вывихи челюстных и скуловых костей, рассечения губ и других
хирургических операций. На многих каменных барельефах и стеллах имеются изображения
хирургических щипцов и ножниц. В захоронениях египтологи находили у древних мумий
зубы, скрепленные золотой проволокой, также и искусственные зубы, сделанные из дерева,
драгоценных камней, костей животных и укрепленные золотыми нитями и шинами. Было
найдено множество черепов, где в области корней зубов имелись просверленные круглые
отверстия. Возможно, это было сделано для оттока гноя или снятия воспалительного
напряжения в кости.
В своде законов ассирийского царя Хаммурапи
(1792-1750 гг. до н. э.) имеются
сведения о наказании врачей лечивших зубы: «Если, кто-либо серьезно повреждает чужой
зуб, он будет лишен его собственного зуба»; «Если кто-либо незначительно повреждает
чужой зуб, он заплатит треть мины серебра» (законы 200 и 201).
На глиняных табличках описывалось также состояние зубов и течение болезни.
Скрежетание зубов у древних врачевателей рассматривалось как характерный и очень
опасный для многих болезней признак. Предлагался следующий способ лечения: «под
сидение подкрадывался человеческий череп и в течение трех дней, утром и вечером, класть
перед ним части тела жертвенных животных». Затем пациенту рекомендовалось семь раз
обратиться к черепу со словами благодарности и семь раз поцеловать его, после чего дело
должно было пойти на поправку.
В древнем мире ценили здоровые зубы. Крепкие, здоровые зубы считались одним из
критериев красоты, символом силы, а потеря их в молодом возрасте свидетельствовала о
совершении какого-либо серьезного проступка. В Вавилонском Талмуде (арамейский
перевод текстов Ветхого Завета) описан случай, когда мужчина отверг девицу только лишь
потому, что обнаружил у нее искусственный зуб. Для высших жрецов в ветхозаветной книге
Левит обязательным требованием было названо физическое здоровье, и человек, у которого
были проблемы с зубами не допускался к служению Богу, поскольку повреждение зубов
свидетельствовало о каком-либо серьезном проступке. Если господин случайно выбивал зуб
своему рабу, то он был обязан дать ему свободу.
Для лечения десен рекомендовался винный уксус, также сок кислых плодов как
средство от зубной боли. Длительное пребывание в парной приводило к почернению зубов.
Вредным считалось употребление лука, а незрелый виноград приводил к преждевременному
стиранию зубов. У древних евреев не приветствовалось удаление зубов. Они считали, что
удаление боковых зубов приводит к повреждению глаз.
Поэтому зубы пытались сохранить. Для уменьшения зубной боли использовался
свежий чеснок, смешанный с маслом и солью, эту смесь рекомендовалось поместить на
ноготь большого левого или правого пальца, в зависимости от того, с какой стороны
ощущается боль, затем осторожно обернуть тестом, чтобы не коснуться плоти, ибо это может
привести к проказе.
По представлениям древних египтян главную роль в возникновении болезней играли
черви, что нашло отражение в термине «кариес», которым в стоматологии обозначают
процесс разрушения твердых тканей зуба с образованием в нем полости.
Caries
в латинском –
«трухлявость, гниль; гниение»; «костоеда»: разъедание, разрушение костной ткани,
обыкновенно сопровождающееся нагноением. Представление о червях, как источнике
заболеваний, распространялось не только на истинные гельминтозы, имевшие широкое
распространение в Древнем Египте, но и на все другие заболевания, в том числе и зубные: