выражения определенных действий, носящих характер почтительности, заботы, внимания,
усердия в отношении к Богу, к родителям, к тому, кто дорог. Употребляющееся в греческом
варианте Ветхого Завета (Септуагинта), изначально слово «терапия» обозначало обращение к
ценностям высшего порядка: Бог, близкие, родные люди, что соответствовало и
соответствует учению Христа: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, ивсею
душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же
подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается
весь закон и пророки. (Ев. от Матфея 22:37-40) Став медицинским термином, «терапия»
приобрела еще значение «медицинские заботы, лечение», распространившись на все области
клинической медицины за исключением хирургии и акушерства (которым в древности
занимались только женщины). С XVIII в. произошла замена термина «терапия» термином
«внутренние болезни». Оставшись в клинике внутренних болезней, термин «терапия»
употребляется как синоним внутренних болезней и как консервативные методы лечения.
Отсюда – название специализации врача-терапевта, т. е. того, кто работает в клинике
внутренних болезней и использует нехирургические методы лечения.
Таким образом,
врач
–
это человек призванный на служение, выражающий себя в
выбранном им самим занятии и следующий своему призванию, которое соответствует его
характеру (о чем говорится в трактатах «Закон», «О враче» «Гиппократова сборника»). Слово
«характер» (
character
) в древнегреческом означало «тавро, клеймо» и указывало на
принадлежность скотины конкретному хозяину, затем стало указывать на «особые свойства,
отпечаток, своеобразие» каждого человека, его национальную, родовую и семейную
принадлежность. (Cледует напомнить, что в древности источником заработка было какое-
нибудь семейное ремесло (скотоводы, земледельцы, сапожники, плотники, ткачи и пр.)
знания которого передавались от поколения к поколению.) Эта принадлежность выражалась
в одежде (например, в Египте одежда из разноцветного материала считалась отличительным
признаком людей, наделенных властью и занимающих особое положение в обществе),
прическе, речи и пр., т.е. выражалась всем, что усваивалось человеком в процессе его
формирования. Этимология слова «формирование» указывает на процесс становления
человека, обусловленный вышеназванными тремя составляющими его принадлежности, и
объясняемый значениями в латинском языке:
1) придавать вид, образовывать;
2) развивать, облагораживать, воспитывать;
3) приучать, настраивать;
4) устраивать, организовывать;
5) делать, изготовлять, ваять, создавать;
6) воображать, представлять.
Если исходить из этимологии этих слов, то формирование врача предстает как
организованное
поэтапное
движение
вперед,
обусловленное
изначально
взаимообусловленными эндогенными (внутренняя предрасположенность к призванию,
включающая и желание, и усердие, и искренность и пр.) и экзогенными (семья, род, народ;
обычаи, традиции) факторами. На каком-то этапе приоритетными становятся эндогенные
факторы, когда человек делает шаг навстречу своему призванию и это – волевое решение,
для которого мобилизуются все его силы, поскольку недостаточно принять решение, надо
еще иметь волю идти по выбранному пути (в древности «путь» имел значение «жизнь»).
Следует упомянуть, что по состоянию зубов древние врачеватели судили об общем
состоянии организма. Первые описания лечения зубов в древности специалисты относят к
3500-3000 гг. до н. э. Сведения о египетском врачевании полости рта сохранены в
обнаруженном археологами египетском папирусе Эберса
(1550 до н.
э.), где
даны описание
лечения болезней десен и советы для укрепления расшатавшихся зубов. Он носит заглавие: