1765). Автор «Риторики» (1744) и краткого руководства к красноречию» (1748), он много
сделал для того, чтобы научный текст содержал ясное изложение«с разумом согласных
мыслей» и отражал бы «смысловую содержательность речи». Кроме того, он видел свою
задачу в том, чтобы «искать слов для наименования некоторых физических инструментов,
действий и натуральных вещей, которые хотя сперва покажутся несколько странны, однако
надеюсь, что они со временем чрез употребление знакомее будут».
М.В.Ломоносов учился в немецком городе Марбурге, где получил звание кандидата
медицины. В своих трудах он неоднократно касался медицинских вопросов и определял
медицину как «великую часть физики и полезнейшую роду человеческому науку». Например,
изучая электричество, он отмечал, что «электрическую силу» можно употреблять для лечения
разных болезней; рассуждал о свойствах воздуха и воды, чрезмерном тепле и холоде как
причинах болезней; о взаимном влиянии психического состояния и здоровья человека.
Славяно-греко-латинская Академия, основанная в 1685 г. в Москве, сыграла большую
роль в развитии высшего медицинского образования в России: поскольку преподаватели
медицинской школы в начале XVIII в. были иностранцами, не говорившими по-русски, к
обучению привлекали знающих латынь молодых людей русского происхождения. В
Академии господствовали латинский и греческий языки, открывающие путь к изучению
европейской медицины и развитию медицины российской. Основы русской научной
медицинской терминологии были заложены анатомом, хирургом, переводчиком и
художником М.И.Шейным (1712-1762). Преподавание медицины на русском языке (с
одновременным параллельным преподаванием на немецком) впервые получило силу закона в
1764 г.
Таким образом, русское врачевание имеет корни, уходящие в языческую веру,
христианство, восточную и греческую философию и медицину, что нашло свое отражение в
языке медицины.
Возможно, медицина и велика возможно благодаря тому, что сохранила наследие
древности в своем языке, где номинации содержат закодированную информацию, доступную
тем, кто сумеет ею овладеть и использовать, что, возможно, будет являться гарантией
исключения ошибки. Поскольку за так называемыми «врачебными ошибками», иначе
ятрогенией, стоит человеческая жизнь, как самого врача, несущего ответственность за такую
ошибку (
ignoratio non est argumentum
), так и страдающего человека, обратившегося к нему за
помощью. Поэтому «вхождение» в профессию (или в призвание) начинается с овладения
понятиями, основная мысль которых закреплена в древних корнях современных терминов.
Если обобщить все то, что кратко изложено в этой статье, то возможно выделить три
значения слова «врач», обусловленные этимологически:
1) пророк-священник, выступающий посредником между Богом и страдающим
человеком, который обратился к врачу за помощью, поэтому истинный врач сможет указать
ему действительные причины его страданий; а также посредником между болезнью и
человеком, поскольку действительно знает, что представляет собой болезнь и понимает ее
сущность, явленную в конкретной ситуации различными признаками, поэтому может мудро
использовать адекватные приемы борьбы с ней.
2) служитель, который своими знаниями и мастерством помогает преодолеть
кризисный момент жизни, не оставляя пациента один на один со страданием, согласно,
наверное, главному этическому правилу, высказанному Парацельсом: «Сила врача в его
сердце, а основа лекарства – любовь»;
3) лекарь, т.е. тот, кто владеет знаниями лекарственных средств и из всего их
арсенала может выбрать наиболее подходящие, согласно одной из древних этических
заповедей «
Noli nocere
!» (Не навреди!). По сути, это соответствует изначальному значению
древнегреческого «терапия»
:
therapia
«служение, почитание, уход» употреблялось для