Стр. 25 - 2

Упрощенная HTML-версия

поскольку черви, как считали древние египетские врачи, могут появляться в организме
человека не только в результате приема плохой загрязненной пищи и воды, но и в результате
порчи его соков. Именно вследствие широкого распространения таких представлений о
причинах болезней основу предупреждения и лечения болезней в Египте составляли
очистительные мероприятия: омовения, изгнание видимых и невидимых червей; удаление
«дурной» крови и испорченного «воздуха». Вавилоняне также связывали происхождение
многих болезней с червями, причем определенные паразиты вызывали определенные
болезни. Червь представлялся не символом болезни, а вполне реальной причиной ее. В
древнем Китае в XIV веке до нашей эры причиной появления зубной боли считали
проникновение в полость зуба червя. Теория о «зубном черве» просуществовала вплоть до
XIX века.
В «Гиппократовом сборнике» есть небольшой трактат «О прорезывании зубов»,
составленный в виде афоризмов, которые только отчасти относятся к прорезыванию, а в
остальном содержат указания относительно детей грудного возраста и, в частности, трактуют
о заболеваниях миндалин и глотки. Медики Средневековья считали, что зубная боль
происходит первоначально в голове, а затем идет к зубу, заканчиваясь в его корне.
Большинство лекарств того времени приготовлялось из сока или вытяжек корней растений,
их семян или других частей. Поэтому большую часть медицинских книг занимали названия
растений и описывалось их действие, которое они оказывали.
Одним из документов, описывающим стоматологическую практику средневековья
являются записи аббатисы Хильдегард
.
С самого рождения владела она чудесным даром
видеть таинственные взаимосязи людей и природы. С 8 лет до конца жизни эта одаренная
способностью предвидения женщина вела суровую жизнь монахини в монастыре Св.
Бенедикта. В своей книге «Физика» она писала о заживляющем действии растений,
минералов и других вещей, давая им немецкие названия. У Хильдегард болезнь не является
ни бременем, ни запугиванием, это только шанс переменить всю свою жизнь, освободиться
от бремени и стать новым человеком. При этом она рекомендует для 29 вызывающих болезни
«факторов риска» пост, как основное лекарство, так как он активизирует всего человека,
мобилизует и восстанавливает жизненные силы. Хильдегард пишет: «Во всех творениях
(деревьях, растениях, драгоценных камнях) скрыты тайные целебные силы, и никто не может
знать их, если они не были ему открыты Богом». По ее мнению, существует три большие
группы болезней (соответственно трем семядолям, из которых развилось человеческое тело –
эктодермы, мезодермы и эндодермы). Голова, глаза, уши, зубы, сердце, легкие, печень,
селезенка, нижняя часть живота, половые органы, ноги относятся к эктодермическим
болезням и зависят от сегментного строения тела и нервной системы. Хильдегард считала,
что к каждому из этого огромного числа органов применима типичная лечебная процедура,
если речь идет о радикальном лечении органа. Зубную боль аббатиса рассматривала как
результат наличия гнилой крови в артериях, снабжающих зубы. Она также упоминает о
«зубном черве» и предлагает дым алоэ для того, чтобы изгнать его из зуба. Хильдегард
предлагала простые профилактические меры, утверждая, что зубной червь развивается
потому, что рот не полощут чистой холодной водой. Тем же, «кто хочет иметь здоровые и
сильные зубы, тот должен утром, сразу после подъема, набрать в рот чистой холодной воды в
рот и так держать, пока слизь, которая покрывает зубы, не отойдет. Той же водой, которую он
держит во рту, он должен чистить зубы, часто повторяя это, тогда слизь не будет нарастать на
зубах, и зубы будут оставаться здоровыми».
Поскольку причиной кариеса считался зубной червь, то все методы лечения были
направлены на то, чтобы любыми путями избавиться от него. Для этого применялись
различные выкуривания с помощью лекарственных трав, в больной зуб вливалось по каплям
лекарственное средство, делались аппликации из воска вокруг зуба, а затем в него вливалась