Монастыри напоминали египетские храмы, поскольку степень доступности к информации
была у монахов разной в зависимости от их ранга.
В X-XI вв. паломники в восточные страны, а также рыцари-крестоносцы получали
приют и помощь в обителях «подвижного братства» – госпитальеров, откуда современное
название лечебного учреждения «госпиталь». Они организовали целую сеть заведений,
известных под их именем – госпиталей в Европе и на Святой земле – в Антиохи, Иерусалиме
и других городах Востока. Традиция образования монашеских орденов в том числе и для
ухода за больными продолжилась в эпоху Возрождения и Нового времени: в 1534 г. возник
орден братьев милосердия, а в 1627 г. – орден сестер милосердия. Хотя уже в XII в. в
европейских городах появились больницы, основанные светскими лицами, с середины XIII в.
они перешли в ведение монашеских орденов. В таких приютах, расположенных на окраине
города, у городской стены или перед городскими воротами, как правило, были чистые
постели и хорошая пища, тщательный уход больными. Позже в больницы стали назначать
врачей, не принадлежащих к какому-то определенному ордену. К XIV в. больница перестала
6ыть церковным учреждением, однако продолжала находиться под покровительством церкви,
поэтому ее имущество считалось неприкосновенным. Это имело большое значение для
организации врачебного дела: состоятельные горожане охотно вкладывали свои средства в
больницы, считая, что они делают богоугодное дело. Больницы имели возможность
приобретать земельные владения, предоставлять ссуды, использовать запасы зерна в случае
неурожая.
Среди известных европейских медицинских трактатов – поэмы Одо из Мена и
Хильдегарды Бингенской. Монах Одо из монастыря Мен на реке Луаре был автором
популярной поэмы о лекарственных травах, состоящей из 77 глав. Немецкая врачевательница
Хильдегарда фон Бинген (1098-1179), аббатисса бенедиктинского монастыря, близ Бингена,
написала «Книгу о божественных делах» и два медицинских трактата: «Слабости различных
природных творений» и «Причины и врачевания». В основе ее медицинских представлений
лежало древнее, ставшее популярным в средневековье учение о человеке как малом мире
(микрокосмосе), включающем в себя все физические и духовные элементы, которые
составляют большой мир (макрокосмос). Явления природы уподоблялись процессам,
происходящим в теле человека: реки сравнивались с кровеносными сосудами, земля – с
плотью, море – с кровью, деревья – с волосами. Подобно тому, как чувства человека, затра-
гивая сердце, возбуждают в легких и груди жидкость, которая исторгается из глаз в виде слез,
луна или ветры поднимают воду водоемов в виде тумана к небесному своду. При этом ветры
управляют движением небесного свода с востока на запад, и планет с запада восток. Подобно
душе, являющей собой божественную тайну, ветры («крылья божественной силы» от
библейского образа Духа Святого) невидимы.
Первостепенная роль ветра в управлении движением макрокосмоса и микрокосмоса
перекликается с представлениями Древнего Востока и античного мира: египтяне и греки
называли пневмой жизненную силу, которая находится в воздухе. Мудрецы Древнего Китая
учили, что «дыхание формирует ци». Формирование ци – жизненной энергии определяет
значение дыхательной гимнастики в китайской медицине. «Жизненное дыхание» – прана
называется в медицинских трактатах Древней Индии основой существования всех живых
существ, индусы называли ветер носителем света и звука, и хотя он невидим, однако таит в
себе могущественные силы, непостижимые для разума. Внутри тела ветер – одна из трех
стихий, из которых, согласно индийской и тибетской медицине, состоит материальное тело
человека. Именно он руководит движением крови и воздуха, а также теми процессами,
которое современная медицина объединяет термином «обмен веществ». Для сохранения
здоровья обходимо соблюдение естественного ходаэтого движения. Его замедление или
ускорение приводит к болезням.