Стр. 19 - 2

Упрощенная HTML-версия

корабле военного флота находился врач, который получал двойное содержание по сравнению
с врачом сухопутных войск.
При дворе императора, в провинциях и городах римской империи служили главные
врачи-«архиатры» (от греч.
archi
«старший, главный» и
iatros
«врач»). Впервые этот титул
был дан Нероном императорскому придворному врачу. Архиатры объединялись в коллегии
(от лат.
collegium
– союз лиц одной профессии) и находились под контролем местных
властей. Они были обязаны также преподавать медицину в специальных школах, которые
существовали в Риме до VII века. Оскорбление врачей строго каралось по закону.
Упадок общественной жизни в I в. отразился на положении и статусе врачей, которые
все чаще обвиняли друг друга в обмане и корыстолюбии, о чем пишет Гален: «Не на науку, а
только на необходимые рецепты направлено внимание большинства врачей; низкая жадность
делает их способными на всякое постыдное действие. Между разбойниками и врачами нет
другой разницы, как только что первые в горах, а вторые в Риме совершают свои позорные
действия».
С распространением веры в евангельскую весть Иисуса Христа, «ранами которого мы
исцелены» (ветхозаветное пророчество в Исаии 58:5 и новозаветное исполнение во втором
послании апостола Павла к Коринфянам 11:23), сопровождавшейся свидетельствами
исцеления, а также тот факт, что одним из евангелистов был врач по имени Лука, восприятие
врачебного искусства стало меняться, тем более что люди стали видеть во враче-христианине
человека, которому Сам Бог дает мудрость при лечении больных.
Около семидесяти врачей, живших в разное время, были канонизированы церковью.
Например, братья-врачи Косьма и Дамиан, жившие во второй половине III в, недалеко от
Рима. За свои исцеления они не брали от больных платы («даром получили – даром
отдавайте»). К их современнику св. Антонию обращались с просьбами об излечении от
гангрены, названной по его имени «Антониевым огнем».
Христианство влияло на развитие не только медицины, но и науки в целом. В
известной фразе Писания о том, что Бог расположил все мерою, числом и весом (Книга
премудростей Соломона) видели свидетельство законосообразности и порядка в природе –
творении Бога.
Уже в период поздней античности с утверждением христианства попечение о больных
становится предметом особой заботы церкви. Василий Великий устроил в Цезарее в 370-379
гг. целый город для больных, известный под именем «Базилия». Позже врачебное дело
достигло высокого уровня в Константинополе, где на церковные пожертвования были
основаны лечебницы.
В Европе стали образовываться монастыри. В VI в. монахи ордена св. Лазаря,
возникшего на территории Италии посвятили себя уходу за прокаженными. От имени
покровителя этого ордена произошло слово «лазарет». Первоначально так называли
организованные монахами приюты и больницы для прокаженных, позже лазаретом стал
называться передвижной военный госпиталь. По распоряжению папы римского Григория
Великого (время понтификата 590-604 гг.) в Европе было построено множество больниц и
столовых для бедных. В VII-VIII были организованы при монастырях больницы и приюты,
которые предназначались для братьев, но с увеличением числа странников (особенно после
вторжения норманнов имассового бегства с Британских островов) их пришлось расширить.
Монахи, сведущие в лечебном деле, выращивали и лекарственные растения. Монастырь
часто имел свою аптеку и был центром, где получали помощь и совет люди из окрестных
селений.
В период раннего средневековья монастыри, на территории которых находились
скриптории (от лат.
scriptor
«тот, кто пишет» так назывались переписчики книг) и
библиотеки, стали центрами книжной культуры, где проходило обучение и медицине.