Стр. 18 - 2

Упрощенная HTML-версия

уметь одинаково пользоваться и правой и левой; его взгляд должен быть точен и
проницателен, сердце – недоступным страху и состраданию; имея главной целью излечение
больного, не давая смутить себя криками, не показывая больше поспешности, чем того
требует случай, и не рассекая менee, чем следует, он должен вести операцию так, как если бы
жалобы пациента до него не доходили».
Цельс подробно излагал содержание трудов Герофила, Эразистрата и других врачей
Александрийской школы, и его сочинение на протяжении столетий было едва ли не
единственным серьезным источником знаний об Александрийском периоде развития
медицины (Александрия – город, основанный Александром Македонским в 332г. до н.э., стал
столицей Египта и во время правления Птолемеев достиг своего расцвета; здесь
сконцентрировалась философская и научная жизнь; отсюда распространялось самое мощное
в то время религиозное влияние на остальной мир посредством Септуагинты – греческий
перевод книг, известных в христианской традиции как Ветхий Завет, кстати, это был первый
прецедент перевода с одного языка на другой. После смерти Клеопатры в 26г. до н.э.
Александрия подпала под власть римлян; в 641 г. н.э. город был завоеван турецким халифом
Омаром). Цельс разделил лекарства на общие и специальные. Под общими понимались те,
которые рекомендовал Гиппократ в соответствии с гуморальной теорией – холодные,
горячие, сухие и влажные. Специальными лекарствами назывались такие, которые
подбирались
эмпирическим
путем
для
лечения
конкретного
состояния:
кровоостанавливающие (лед, уксус), очистительные (бычья желчь), стягивающие (квасцы,
бура), прижигающие (перец, чеснок) и т.д. В труде Цельса нашли отражение медицинские
представления восточных, в частности, индийских врачей. Например, считают, что описание
четырех признаков воспаления (покраснение, припухлость, жар и боль) заимствовано им из
индийских практатов. Эти заимствования становятся понятными, если вспомнить о том, что
Цельс жил в эпоху позднего эллинизма. Следствием проникновения индийской медицины в
греческую и римскую было и применение ртути при лечении многих заболеваний. О
различных способах приготовления ртутных составов подробно писал Диоскорид,
современник Цельса.
Врачи нигде в древнем мире не пользовались такими привилегиями и почетом, как при
римских императорах, внимание и уважение к их искусству было связано с высоким уровнем
профилактической медицины, которая в последующие столетия была забыта. Уже первые
цари Рима издавали подробные предписания о наблюдении за чистотой в городе, о
периодическом осмотре пищевых запасов, боен и мясных лавок, о наблюдении за чистотой
военных кораблей, устройстве набережных, снабженных стоками, расположении и
устройстве кладбищ. Предметом особой заботы была канализация в городах и устройство
общественных бань. С III-II вв. до н.э. в Риме стали появляться свободные врачи, в основном
греческого происхождения. Они пользовались большиепривилегиями. Так, например, когда
во время голода 80 000 иностранцев должны были, покинуть Рим, Цезарь сделал исключение
для врачей и учителей.
Благодаря своей учености, врачи часто занимали почетные должности в различных
общественных структуpax и были освобождены от налогов и личных повинностей, например,
поставки почтовых лошадей. Благодаря этим привилегиям врачебное искусство стало
привлекать многих римлян. В период царствования Александра Севера (ок.220-235 гг. до н.э.)
некоторым врачам было назначено жалование для того, чтобы обучали они своему искусству
бедных и способных юношей. Каждая из 14 частей, на которые был разделен Рим, имела
своих врачей. Врачи были также при публичных садах, на разного рода зрелищах, в цирках и
библиотеках. При Августе в постоянных войсках была организована военно-полевая служба,
которая включала в себя и ветеринарные войска для обслуживания лошадей. На каждом