Асклепиад (ок. 128-56 гг. до н.э.) был греком, уроженцем Вифинии. Он учился в
Афинах, жил и практиковал как врач в Греции, затем поселился в Риме, где добился высокого
положения и славы.
Человеческое тело, согласно учению Асклепиада, состоит из мельчайших невидимых
частиц, которые находятся в непрерывном движении. Их свободная циркуляция в организме
и является главным условием здоровья. Поэтому на первом месте в образе жизни человека
должно быть движение: прогулки пешком и верхом на лошадях, путешествия в коляске и на
корабле, физические упражнения и растирания холодной водой, массаж и разумная диета.
Желая создать собственную школу, Асклепиад, красноречивый оратор, друг Цицерона и
учитель Антония Музы, во многом возражал Гиппократу. Так, например, он считал
устаревшим периодическое очищение организма с помощью рвотных и слабительных
средств, полагая, что эти процедуры, как и чрезмерное нагревание тела, истощают организм.
Он основывал свое лечение на положении стоиков: «Всего лучше жить согласно природе». В
этом он видел путь сохранения жизненной силы, ослабевающей с годами. Болезнь, согласно
его учению, была прежде всего следствием застоя частиц в сосудах тела. Его лечебные
средства – воздержание от пищи, питье воды, холодные ванны, активное движение были
близки характеру римлян.
Хотя Асклепиад и говорил о том, что лечение должно быть безопасно, быстро и
приятно для больного, рекомендованные им процедуры не всегда доставляли удовольствие.
Парализованных он советовал носить на коврах и раскачивать, чтобы привести в движение
застоявшиеся частицы; больных лихорадкой подвергать действию света и не давать заснуть,
поскольку «лучшее средство от лихорадки есть сама лихорадка». Каждый метод применялся
к больным строго индивидуально; лекарства назначались редко. Это направление в медицине
было названо методическим. Асклепиад считал, что сведущий в медицине человек, ведущий
здоровый и правильный образ жизни, понимающий значение движения, сам в состоянии
поддерживать свое здоровье и не нуждается в услугах врача. Являя собой пример
подтверждения своей теории, сам он никогда не болел и умер глубоким стариком в
результате несчастного случая.
Последователи Асклепиада, развивавшие его учение, внесли изменение в его теорию.
Они допустили, что мельчайшие частицы, из которых состоит органы, человека, могут быть
твердыми и жидкими. Причинами болезней объявлялось их неправильное смешение,
вследствие чего происходит закупорка сосудов. Избыток твердых частиц в организме
приводит к состоянию напряжения, жидких – к состоянию расслабления. Условием здоровья
считается равновесие между ними. Эти идеи способствовали введению в медицину понятия
тонуса, повышение или падение которого способно вызвать заболевание. Позже появились
представления о том, что тонус находится в зависимости от нервной системы. Отношение к
нему было противоречивым: одни называли его шарлатаном, другие – вторым великим
врачом после Гиппократа.
Авл Корнелий Цельс (I в. до н.э.- I в. н.э.) и Диоскорид (I в.) были уже римскими
врачами, которые в своих трудах сохранили разнообразные медицинские знания римлян.
Цельс пишет, что медицина в его время распалась на три направления: эмпирическое,
методическое и догматическое. Первые два были основаны соответственно на трудах врачей
Александрийской школы и учении Асклепиада, основой третьего – было учение Гиппократа.
«Медицина – искусство гадательное; во многих случаях предает не только теория, но и
практика; ибо, в самом деле, лихорадка, аппетит, сон – явления, не имеющие склонности
быть неизменяемыми». Он приводит множество сведений о хирургии, отмечая заслуги
Гиппократа и врачей Александрийской школы в этой области, обстоятельно пишет о
зубоврачебном искусстве и дает портрет хирурга: «Хирургу следует быть молодым или
недалеким от молодости; рука его должна быть опытной и никогда не дрожащей; он должен