Стр. 16 - 2

Упрощенная HTML-версия

природу человека, следуя девизу, написанному на вратах дельфийского оракула «Познай
самого себя» (
Nosce te ipsum
). И греки познавали, наблюдая, рассуждая, удивляясь открытому
знанию, либо ими самими, либо посредством восточных жрецов и священников,
приоткрывавших завесу тайны над сокровенным для «непосвященных», о котором они
дальше самостоятельно додумывались. Это познание происходило двумя путями:
эмпирическим путем, методом проб и ошибок (отсюда метод эксперимента) и
умозрительным путем, методом созерцания, наблюдения, рассуждения. Они были
спекуляторами в первоначальном смысле этого слова, т.е. разведчиками, вестовыми, которые
затем как зеркало (
speculo-clarus
«блестящий как зеркало»)
отразили то, что увидели в
древних учениях Индии, Египта, Вавилона, Иудеи, Мидии, Персии, ослепив последующие
цивилизации древним блеском, «забыв», при этом, указать в своих философских учениях,
ставших основой врачевания, на источник их.
Если, например, египетское врачевание было обусловлено религиозно-философскими
основами верований древних, то о состоянии врачевания в Древней Греции можно судить
лишь по упоминанию Гомера (поэмы, передаваемые в устной форме, были записаны по
указанию афинского тирана Пизистрата, обусловленному политическими мотивами создания
национальной системы религиозных верований) и по Гиппократову сборнику. По словам
историографа и политического деятеля Iв. н.э. Иосифа Флавия, «у греков нет ни одного
письменного памятника, который, по общему признанию, был бы древнее поэзии Гомера;
этот же жил, очевидно, после Троянской войны, и он, как говорят, не оставил своих поэм в
письменной форме, но они, сохраняясь в памяти, в более позднее время составлены были из
отдельных песен, вследствие чего в них и встречается много отступлений. Те же, которые у
греков делали первые попытки писать историю, вроде Кадма милезийского, Акузилая
аргивского и других, которых можно было бы еще назвать, жили намного раньше похода
персов против Эллады. Относительно же тех греков, которые первые начали
философствовать о небесных и божественных предметах, как Ферекид сиросский, Пифагор и
Фалес, все единогласно признают, что они были учениками египтян и халдеев и сами мало
писали; их же сочинения греки считают самыми древними и то едва верят, чтобы они были
написаны ими».
Так, медицина в Греции стала развиваться, объединяя учения философских школ и
отдавая приоритет натурфилософскому основанию, интерпретировавшему древние учения о
стихиях – первоначалах мира, которые изложили в своих трудах Эмпедокл, позже –
Аристотель. На основе гуморальной теории были разработаны классические приемы лечения
противоположным: избыток сухости устраняли влажностью, холода – теплом, усталость –
отдыхом, истощение – усиленным питанием. Теплое и холодное, согласно учению
Аристотеля, были активными качествами, сухое и влажное – пассивными. Из четырех
качеств особое место занимала теплота, которой принадлежала существенная роль во многих
природных процессах, в том числе – происходящих в организме человека. Эти представления
перешли в римскую медицину.
Греческое влияние на формирование римской культуры стало особенно значительным
после завоевания Греции римлянами в 146 г. до н.э. Медицина, по древнегреческой традиции,
относилась к практическим наукам, искусствам (об этом часто говорил Платон), однако,
философия по-прежнему оказывала на нее влияние. В I-II вв. н.э., как и в последующие
столетия среди римлян было популярно атомистическое учение Демокрита и Эпикура,
которое нашло отражение в поэме римского философа и поэта Лукреция Кара «О природе
вещей».
Атомистического учения придерживался и Асклепиад – один из известных римских
врачей.