Врачи Греции были свободны от обязанностей перед государством. Их привлекали на
службу по добровольному согласию и только на время эпидемий или военных походов. В VI-
V вв. до н.э. были воздвигнуты первые святилища в честь Асклепия – асклепийоны,
предназначенные для лечения больных. Тяжелобольные и умирающие не допускались в
храм. Крупнейшим центром культа Асклепия был Эпидавр на Пелопонессе. На его
территории находились и храмы других богов (Аполлона, Афродиты, Артемиды), большой
жертвенник для приношений, кипарисовая роща, бассейны с водой из минеральных
источников. Кроме того, в асклепийонах были бани, библиотека, гимнасий (место, где юноши
обучались философии, литературе, политике, а также занимались гимнастикой), стадион,
театр. Важной частью храма был абатон – место для сна. Больных готовили к лечению с
помощью различных церемоний, приносили в жертву животных богам, и только после
совершения необходимых религиозных ритуалов жрецы-врачи приступали к лечению.
Асклепия обожествили и сделали первым в истории медицины богом врачевания.
Истоки этого предания восходят к египетскому Гермесу, также впоследствии
обожествленному простым народом. Первый посвятитель в тайные учения и основатель
касты жрецов, хранящих оккультные традиции, греками был назван Гермесом-Трисмегистом,
или Трижды великим, ибо по своим обширным знаниям он был великим философом, по
святости жизни и опытности в богослужении – великим жрецом, по знанию и применению
законов – достоин царского престола. Поэтому древние считали Гермеса отцом медицины,
основателем искусства лечения, передавшего его своему ученику Асклепию.
Хотя некоторые современные историки и философы считают Гермеса мифической
фигурой (впрочем, не его одного), раннехристианские авторы – Клемент Александрийский
(ок. 150-ок.215 гг.), Лактанций (ок. 250-ок.330гг.), Августин Блаженный (354-430гг.) –
упоминают его как действительно жившего в древнейшее время автора сорока двух книг.
Клемент, описывая процессию египетских жрецов, упоминает книги Гермеса с музыкой и
гимнами, которые нес певец во главе процессии, астролог нес книги по астрологии. Он
называет сорок две книги, тридцать шесть из них содержат всю египетскую философию, а
остальные шесть посвящены медицине. Лактанций считал Гермеса «человеком, жившим
очень давно (задолго до Пифагора и Платона) и сведущим во всяком научении, так что
знание многих предметов и искусств стяжало ему имя Трисмегист. Он написал книги, и
притом многие, посвященные знанию божественного, где утверждает величие высочайшего и
Единого Бога и называет Его теми же именами, которые используем и мы, – Бог и Отец»
Лактанций считает Трисмегиста одним из важнейших языческих провидцев и пророков,
предсказавших приход Христа, поскольку и в «Асклепии», и в «Поймандре» (греч. «пастырь
мужей») тот использует выражение «Сын Божий» и говорит о творящем Слове. Августин
Блаженный в труде «О граде Божием» подтверждает глубочайшую древность Гермеса
Трисмегиста, предполагая, что он жил тремя поколениями позже Моисея, на основании
сходства герметического «Поймандра» с Книгой Бытия. Критикуя Гермеса за то, что в
«Асклепии» он описывает, как египтяне изготавливали идолов и одушевляли статуи богов
магическими средствами, привлекая в них духов, Августин признает, что тот многое говорит
об истинном Боге.
Храмовая медицина, подобная греческой, имеющей корни в храмовой медицине
Египта, появилась в Риме во время эпидемии чумы в начале III в. до н.э. Плутарх подробно
описывает, как римляне привезли из Эпидавра на корабле в Рим бога Эскулапа в образе змеи.
В память об этом событии вокруг острова на реке Тибр были выложены камни, которые
повторяли очертания корабля. Там была сооружена храмовая лечебница, подобная греческой.
Греческое искусство врачевания, вобравшее в себя эмпирические и эзотерические
знания древних цивилизаций, и интерпретировавшее их по-своему, стало основой римской
медицины. Греческие врачи считали, что объяснить причины болезней можно, познав